«Вместо американских горок — сотни мастер-классов»
О развитии туризма на калужской земле РБК+ рассказал руководитель проекта «Этномир» Руслан Байрамов
Насколько актуально развитие туризма для Калужской области?
Когда мы пришли в регион, акцент здесь делался, конечно, на промышленность: губернатор смог создать пространство для привлечения крупных инвестиций. Но наше соглашение с администрацией также с самого начала имело стратегический характер. «Этномир» находится в северной части области, на стыке Киевки и Минки, и мы условно назвали его туристическим хабом Калужской области. За 12 лет нашей совместной работы тренд на развитие туризма стал еще сильнее. Теперь, когда сфера туризма передана из Министерства культуры Министерству экономики, дополнительные доходы и обеспечение занятости за счет туризма важны для диверсификации экономики. В стране в целом развивается внутренний туризм. Естественно, Калуга и здесь выступает регионом-инноватором, где работают все необходимые экономические модели.
«Этномир» генерирует основной туристический поток в Калужскую область. Как удается его сохранять? Известен «синдром диснейлендов», когда в 1990-х их много построили, а потом люди ими пресытились.
Идея «Этномира» созвучна проекту парка «Эпкот» (Epcot), придуманному Уолтом Диснеем. В далекие 1950–1960-е годы инвесторы выбирали концепцию по мультикам. Когда мы начали строить «Этномир», я стал смотреть более глубоко. У нас получилась, назовем это так, экономическая матрешка. Первые пять лет мы развивали «Этномир» как парк, а потом строили гостиницы и resort — получился парк плюс временное и постоянное жилье. В ближайшие пять-десять лет проект превратится в креативный город дружбы народов. Сейчас приглашаем субъекты России в «Этномир» строить свои дома и усадьбы, чтобы показать богатство и потенциал своего региона. Нами подписано уже более 50 соглашений с различными регионами России.
Насколько реализован потенциал самого парка?
Еще в 2007 году мы обещали полностью достроить парк к 2020-му, но время с учетом двух кризисов скорректировало планы. На сегодня «Этномир» построен всего на 25%, но уже сейчас он может принимать 2–3 млн человек в год. Парк можно посещать бесконечно, поскольку он не состоит из повторяющихся аттракционов. Вместо американских горок — сотни мастер-классов. Есть исторический контент, связанный с великими учителями человечества. Многие семьи постоянно ездят к нам.
Мы являемся, наверное, единственной в Калужской области частной площадкой для организации детских лагерей. То есть мы не ориентируемся, как многие объекты, на «рывковый» прием гостей в рамках одного сезона или мероприятия, а работаем 365 дней в году.
Какая синергия возможна с другими точками туристического притяжения региона?
Калуга связана с именем Циолковского, который творил на этой земле, вообще со становлением космонавтики. Мы занимаемся популяризацией советского, российского космоса — внутри страны и за рубежом. По линии фонда «Диалог культур — Единый мир» уже более чем в 40 странах установили бюсты Юрия Гагарина. И нам очень нравится обратная связь — мэрий, общественных организаций, вузов. Для нас большая ответственность и честь нести идеи космоса без войн, как единство человечества.
Как строятся ваши отношения с арендаторами в парке?
Самые маржинальные проекты — у наших партнеров. В парке около 200 резидентов, полсотни из них раньше были нашими сотрудниками. Теперь они представители малого и среднего бизнеса. Совокупный доход резидентов «Этномира» гораздо больше, чем выручка самого «Этномира» как инфраструктурного проекта. У нас есть предложения для малого бизнеса, которые окупятся за два-три года, и более крупные проекты с окупаемостью пять—восемь лет. Мы, по сути, на низком старте к тому, чтобы дать возможность десяткам и сотням резидентов построить свой бизнес, иметь свою недвижимость, реинвестировать, жить в гармоничной среде и учить детей в школе, которую мы скоро откроем.