Элитная недвижимость – тенденции
Возрождение традиций
Застройщики элитного жилья используют исторические факты для усиления бренда проектов.
Сохранение архитектурного наследия — одна из основ градостроительной философии любого города с давней историей, что, конечно же, актуально и для Москвы. Многие исторические особняки, доходные дома в российской столице превращаются в элитное жилье и престижные офисы. Сохраняя исторический внешний вид, внутри эти здания становятся современными объектами с высоким уровнем сервиса и комфорта, оснащаются технологиями «умного» дома, новейшими инженерными системами.
В результате выигрывают все. «Для города проекты реконструкции исторических зданий имеют очень высокую ценность: сохраняется целостность существующей застройки, не нарушается исторический контекст. А качественно проведенные реставрационные работы только усиливают связь с прошлым», — говорит управляющий партнер Savills в России Дмитрий Халин.
Для состоятельных покупателей элитной недвижимости реконструированные исторические объекты интересны своим местоположением, поскольку здания, как правило, расположены в престижных районах, в центре города. Кроме того, многие покупатели ценят их за эксклюзивность. «Старинные дома имеют неповторимую архитектуру и уникальный внешний облик, что выгодно отличает их от новостроек. Многим покупателям хочется приблизиться к истории, почувствовать себя наследниками предыдущих поколений аристократов или купцов, живших или работавших в том или ином историческом месте», — приводит свои аргументы директор по городской и загородной недвижимости компании Knight Frank Алексей Трещев. По его словам, реконструкция исторических зданий — это сложный процесс как с технической, так и с юридической точки зрения. Проект реконструкции исторического здания — своеобразный «знак качества», считает Дмитрий Халин: «Многие известные компании именно на таких проектах создавали себе репутацию серьезных игроков в премиальном сегменте».
Причем профильные застройщики сейчас стараются более корректно работать с историческим материалом, чем их предшественники из нулевых годов. «При реализации проекта реновации исторической застройки сохранение существующего морфотипа градостроительной среды для нормального девелопера является одним из приоритетов. Если мы что-то достраиваем или расширяем, то обязательно анализируем, как эти дополнения будут вписываться в контекст окружающего городского ландшафта, как отразятся на инфраструктуре», — говорит директор по девелопменту и развитию лофт-проектов KR Properties Александр Подусков.
Еще одним важным моментом, по словам Дмитрия Халина, является то, что у компаний, которые занимаются восстановлением старинных зданий, нет необходимости что-то изобретать в плане архитектуры. У девелопера уже есть проект, который был создан великими мастерами сто—двести или даже больше лет назад. Их авторитет изначально повышает статус объекта, который обретает новую жизнь в наши дни. «Исторический бренд» может помочь заработать известность даже начинающей на данном рынке компании», — говорит риелтор.
Также на репутацию дома часто работают исторические факты, связывающие его с известными людьми. Например, в маркетинговом продвижении проекта «Пречистенка, 13» (бывший доходный дом Рекка) раньше непременно упоминался тот факт, что в здании, построенном в начале XX века Густавом Гельрихом, в свое время жила семья Фаберже, а Михаил Булгаков описывал дом в произведениях «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита».
«Дом со львами» на Малой Молчановке, 8, который был построен в 1914 году по проекту Ивана Кондратенко для домовладелицы Гордон, получил свое название благодаря двум скульптурам львов с геральдическими щитами около входа с тремя крупными фасадными арочными нишами. При этом когда после реконструкции в данном доме велись активные продажи элитных площадей, брокеры делали акцент на том, что в свое время здесь жил Алексей Толстой, бывали Сергей Есенин, Марина Цветаева и другие известные люди.
Однако высшим пилотажем, как говорят участники рынка, является реальное использование исторического лейтмотива в концепции обновленного проекта. Конечно, это возможно не во всех случаях. Но иногда девелоперам удается находить уникальные объекты, где сохранившиеся элементы исторической застройки можно выгодно обыграть в концепции проекта реконструкции.
В качестве примера можно привести проект «Клубный дом Depre на Петровском бульваре». В этом проекте компания KR Properties не только восстанавливает историческое здание, но и воссоздает первоначальный замысел великого архитектора Романа Клейна, авторству которого принадлежат такие известные архитектурные доминанты, как здания ЦУМа, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, театра «Современник».
История дома Депре связана с воевавшим в наполеоновской армии французским капитаном, который был ранен под Бородино, лечился в русском госпитале, а потом женился на выходившей его сестре милосердия Анне Рисс, также имеющей французские корни. «В доходном доме на Петровке, принадлежавшем семье Анны Рисс, Камилл Депре, как истинный француз, решил открыть собственное дело по торговле вином», — рассказывает Александр Подусков. Дом Депре очень быстро превратился в популярное место у московских ценителей вина. В таком качестве он упоминается в произведениях Гиляровского, Льва Толстого, Чехова. Помимо доходного дома, в появившейся рядом двухэтажной части был открыт фирменный «Магазин иностранных вин и гавайских сигар, поставщика высочайшего двора К.Ф. Депре».
В конце XIX века старое здание было перестроено по проекту архитектора Романа Клейна. Изначально подразумевалось, что это будет четырехэтажное здание, однако выделенных средств хватило только на два этажа. При этом здание было сильно перестроено в 1950-е годы, утратив первоначальный облик.
«В рамках проекта «Клубный дом Depre на Петровском бульваре» мы хотим восстановить архитектурный облик здания именно в том виде, как это видел Р. Клейн, воссоздать его историческую атмосферу и вернуть ее москвичам. Настоящим подарком в этом смысле стали сохранившиеся оригинальные эскизы фасадов маэстро, что позволяет нам спустя более чем столетие с момента создания первоначального проекта наконец реализовать его полностью. После реновации здесь появится четырехэтажный элитный дом с апартаментами и квартирами. Естественно, мы не могли обойти стороной исторический бренд «Депре», сохранив в маркетинговой концепции тему французского вина. Полностью сохранившиеся винные подвалы в этом смысле дают нам необходимую основу для создания аутентичной атмосферы», — говорит Александр Подусков.
Винные погреба возведены в готическом стиле — с арочными сводами. Их площадь позволила девелоперу не только «зашить» под землю все технические помещения и оборудование для централизованных инженерных систем, но и оборудовать там парковку в историческом стиле на 40 автомобилей. В качестве «вишенки на торт» авторы концепции включили в поземную часть винотеку и кофейню, где, по их замыслу, смогут собираться жильцы дома и все московские ценители изысканного хмельного напитка.