Страхование — От первого лица
«Все зависит от точки входа»
Какова реальная доходность инвестиционного страхования жизни и как выбрать стратегию на этом рынке, в интервью РБК+ рассказал гендиректор компании «Сбербанк страхование жизни» Алексей Руденко.
— Потенциальная доходность инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) рекламируется как высокая, а какова она на практике?
— Средняя доходность по ИСЖ у «Сбербанк страхование жизни» — 10,8% годовых. Однако это средняя температура по больнице за пять лет. Так, доходность по стратегии «Глобальный фонд облигаций» для клиентов, которые инвестировали в нее в первом квартале 2016-го, составляет сейчас около 22% годовых. А вот те, кто вошел в третьем квартале 2014-го, зарабатывают на данный момент 5% годовых. Средний показатель доходности по этой стратегии — 10,3% годовых. Все зависит от точки входа.
— Эти цифры открыто не публикуются. На что клиенту ориентироваться при выборе инвестстратегии?
— Не только в стратегии дело. ИСЖ гарантирует возврат капитала через пять—семь лет, поэтому самый важный фактор — кредитное качество страховщика, его финансовая устойчивость. Лучше идти к компаниям, которые продают продукт давно, у них пройдены «ошибки роста».
Далее важно разобраться со сроком размещения — не все стратегии одинаково интересны на разных сроках. После этого нужно определиться с форматом выплаты инвестдохода — в виде регулярных купонов или целиком по окончании договора. Можно обратить внимание на историческую доходность стратегии, но не стоит верить в ее повторение: предыдущая доходность не гарантирует будущую. Самое главное — прозрачность актива и понятность самой стратегии для клиента. Кроме того, важно знать, что по стратегиям с очень высоким коэффициентом участия клиента в инвестдоходе обычно ниже потенциал доходности, и на оборот.
Особое значение имеют опции: у нас клиент может менять стратегию, фиксировать прибыль или использовать автопилот, который производит фиксацию автоматически при достижении целевой отметки прибыли. Интересно, что есть клиенты, которые относятся к ИСЖ как к брокерскому счету, — они фиксировали инвестдоход до 12 раз за время действия договора. Всего по нашему портфелю страхователи зафиксировали допдоход на 1 млрд руб.
— В RAEX («Эксперт РА») заметили, что сроки договоров накопительного страхования жизни (НСЖ) сокращаются в сторону пяти лет. Инвестиционное страхование может вытеснить накопительное?
— Нет, это абсолютно разные истории. НСЖ — это регулярные взносы на целевые накопления — например, пенсию, образование ребенка. Для премиальных клиентов, у которых уже сформированы инвестпортфели, этот продукт тоже может быть интересен, но основное место применения НСЖ — массовый сегмент. Здесь и налоговый вычет становится более значимым фактором, ведь его можно получать ежегодно. Более того, накопительное страхование дает серьезную страховую защиту — заплатив только первый взнос, клиент уже защищен на полную страховую сумму на весь срок полиса. А еще есть широкий спектр дополнительных рисков, например травмы и диагностирование критического заболевания. Также НСЖ — удобный инструмент для формирования финансовой дисциплины. У этих программ низкая ликвидность в первые годы — если клиент решит расторгнуть договор в начале срока, средства почти не возвращаются. Это приучает делать регулярные отчисления для достижения намеченной финансовой цели.
— Клиенту с депозитом от какой суммы предлагаются альтернативные инструменты? И какие?
— Мы исходим не из предложения конкретного продукта, а из того, что формируем персональный портфель для каждого клиента. Банк может предлагать паевые инвестиционные фонды (ПИФ), доверительное управление, НСЖ, ИСЖ, рентные продукты. ИСЖ продается в премиальных каналах банка клиентам с остатками на счетах от 0,5 млн руб., в среднем — 2 млн руб. и выше.
— Будет ли популярен продукт UnitLinked, который недавно анонсировал ЦБ?
— Он найдет свою нишу. Unit-Linked — это, по сути, ПИФ плюс страхование. ПИФ может хорошо прирасти, но может и упасть в цене. Гарантии, что клиент в любом случае вернет 100% вложенных денег, в ПИФе не бывает никогда. UnitLinked — более рискованный инструмент, чем ИСЖ, но целевая аудитория у них примерно одинаковая.