Как работают мотивационные программы с помощью ЗПИФа

РБКBiznes

«ЗПИФ не предполагает «коробочных» решений, каждое из них индивидуально»

Для решения проблемы кадрового голода необходимы современные методы мотивации сотрудников. О том, как работают мотивационные программы с помощью ЗПИФа, — заместитель генерального директора «КСП Капитал УА» Дмитрий Ярцев.

Фото: пресс-служба

Одна из популярных форм мотивации сотрудников в мире — премирование акциями компании-работодателя. Насколько распространена такая практика в России, каковы основные драйверы ее использования?

Подобная практика в России существует уже достаточно давно. Первые программы появились более десяти лет назад и использовались в основном крупными банками и промышленными группами, но широкое применение они получили только в последние годы. Драйверами роста популярности таких программ сегодня выступают существенные дефицит и текучка кадров, которые в 2023 году показали рекордные за последние десятилетия значения. Дефицит кадров ощущается в первую очередь среди технологических, производственных компаний (особенно в области инновационных технологий), IT-компаний и определенных подразделений финансовых организаций.

В текущих условиях финансовая мотивация в виде зарплаты и премий не всегда является тем фактором, который способен удержать сотрудника. Тем более что в определенных сферах бизнеса набирает обороты зарплатная гонка и на фоне минимального за многие годы предложения на рынке труда большинству компаний приходится бороться за перспективных сотрудников, в том числе с помощью нематериальных стимулов.

Можете привести примеры?

Рассмотрим технологические компании, в которых по очевидным причинам в последние годы наблюдается значительный рост: это и высокие темпы цифровизации почти во всех областях экономики, и бурное развитие IT-технологий, и, конечно, уход с российского рынка иностранных IT-компаний. Совокупность этих и ряда других факторов обусловила высокий уровень спроса на квалифицированных сотрудников. Одним из правильных, на мой взгляд, решений в этой ситуации стала подготовка собственных кадров за счет дополнительного обучения и переквалификации сотрудников, поиск молодых перспективных специалистов и студентов, привлечение их на практику. В результате еще более остро встал вопрос сохранения квалифицированных кадров. Мотивационные программы и становятся решением такой задачи.

При этом речь идет не только о финансовой мотивации, это целый комплекс программ, направленных на развитие в различных сферах, начиная от корпоративной культуры и условий работы и заканчивая брендом компании.

Программы, позволяющие реально или опосредованно владеть акциями компании и получать доход, становятся важной частью общего пула мотивационных программ.

Основная цель — сближение интересов акционеров и сотрудников. Они дают стимул сотрудникам активно вкладываться в развитие компании: возможность стать акционером добавляет интерес к успехам организации, повышая тем самым уровень мотивации и вовлеченности. И если раньше такие программы были рассчитаны на топ-менеджеров, то сейчас их расширяют и на рядовых перспективных сотрудников. И тут, на мой взгляд, важно, чтобы мотивационные программы были понятны и доступны, не было чрезмерных ограничений и сложностей, должно быть понимание, что это не бонусная, а мотивационная программа, которая нацелена на объединение команды для достижения общей цели.

Насколько распространены эти программы сейчас?

Точную статистику привести сложно, это внутреннее дело компании, и такие данные, как правило, не разглашаются. Но исходя из количества обращений в последнее время в нашу компанию с вопросом о возможности реализации мотивационных программ с помощью закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ) интерес к ним значительно вырос.

Какова при этом может быть роль ЗПИФа?

ЗПИФ для мотивационных программ чаще всего выполняет роль своего рода распределительного центра, консолидирующего в себе акции и в последующем распределяющего либо их, либо доход по ним между сотрудниками.

В первом случае механизм реализации выглядит следующим образом: ЗПИФ консолидирует в составе своих активов акции компании — это могут быть и акции непубличных компаний. Далее ЗПИФ заключает с сотрудниками опционные или иные договоры с отлагательным условием. Например, такой договор может давать право приобретения акций компании по зафиксированной на дату подписания цене при условии достижения компанией определенных результатов и выполнения сотрудником поставленных KPI.

Другой механизм реализации — сотрудник становится пайщиком ЗПИФа, активами которого являются акции компании. Если это предусмотрено программой, то пайщики могут получать промежуточный доход. По истечении установленного срока фонд прекращается и сотруднику выплачивается стоимость акций на момент прекращения ЗПИФа.

Помимо этих двух «чистых» видов можно создать и гибридный тип, являющийся комбинацией обоих вариантов. Важно понимать, что в случае ЗПИФа не бывает «коробочных» решений, мотивационная программа всегда подстраивается под потребности и возможности конкретной компании.

Отдельно отмечу, что акции, находящиеся в фонде, — это временно свободные активы, которые до момента исполнения обязательств/договоренностей могут использоваться для получения дохода, который не облагается налогом (ЗПИФ не является плательщиком налога на прибыль).

Какие риски в мотивационных программах возникают с точки зрения контроля собственности и управленческой эффективности, как их избежать?

Один из тех факторов, которые тормозят использование программ мотивации в России (во всяком случае так было ранее), — опасение потери контроля над компанией, а также возможная распродажа полученных акций сотрудниками и, соответственно, падение капитализации компании, в случае если акции являются торгуемыми. Но существует целый ряд методов сокращения этих рисков, в том числе введение ограничений по количеству или сроку продажи акций, распределение только привилегированных акций. Есть и вариант, когда сотрудники становятся пайщиками ЗПИФа, активом которого являются акции компании, приобретая право на получение дохода, но без участия в принятии управленческих решений.

Для того чтобы сократить риски, можно использовать и комбинированные решения, когда сотрудник получает денежное вознаграждение в виде премии и право приобретения акций на особых условиях. Таким образом, у него появляется возможность и закрыть свои текущие потребности, и инвестировать в компанию, результат деятельности которой будет зависеть и от его работы.

Насколько подобные практики применимы для непубличных компаний?

Как раз в таких случаях удобно использовать ЗПИФ, который позволяет передать управляющей компании ряд задач, в том числе по распределению акций между участниками программы, сопровождению операций по перерегистрации акций.

В чем основные преимущества ЗПИФа для мотивационных программ?

Практика мотивации сотрудников с помощью акций еще находится в стадии развития, параллельно меняется и законодательство в сфере ЗПИФа: так, десять лет назад существовал целый ряд ограничений, и большинство программ, которые сейчас работают с помощью ЗПИФа, были либо не реализуемы вообще, либо очень сложно реализуемы. Сегодня ЗПИФ дает возможность выстроить программу мотивации таким образом, что все правила будут четко прописаны, все стороны программы будут защищены от рисков, а сотрудники будут получать понятную и адекватную мотивационную составляющую.

Это инструмент, который позволяет «собрать» программу мотивации под желания заказчика: нужно только выплачивать из ЗПИФа доход — хорошо, нужно дать возможность получить акции — тоже можно, надо прописать специфические условия получения дохода или акций — и это возможно. Как я уже говорил, ЗПИФ не предполагает «коробочных» решений, каждая программа, созданная с помощью ЗПИФа, индивидуальна и решает потребности конкретной компании.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Что повысит ответственность российского бизнеса Что повысит ответственность российского бизнеса

Как новые подходы к стандартизации в сфере развития улучшат инициативы компаний

РБК
Не сладкие слова Не сладкие слова

Как мозг управляет нашей тарелкой

Вокруг света
Кулинарные таланты Кулинарные таланты

Салат от Александра Дюма, пирог Поллока, макароны от Россини и «Ужины» от Дали

Вокруг света
Веероносный венценос из Новой Гвинеи Веероносный венценос из Новой Гвинеи

Как можно, будучи самочкой (даже и венценосной), устоять перед такой Красотой?!

Знание – сила
Маленькие помощники Маленькие помощники

Перспективные гаджеты, следящие за здоровьем

ТехИнсайдер
С чего начиналась одежда С чего начиналась одежда

Какие орудия были нужны, чтобы придать одежде изящный, декоративный вид?

Знание – сила
Садовники моря Садовники моря

Что делают специалисты, чтобы облегчить участь дельфинов в Черном море

Y Magazine
Поднявшийся в небо Поднявшийся в небо

Северный Кавказ: гостеприимство здесь больше чем традиция

Вокруг света
Сельхозтехника расширяет границы Сельхозтехника расширяет границы

Помогут ли дополнительные меры поддержки нарастить отгрузки за рубеж

Агроинвестор
Одежда в метавселенных: цифровая мода как новый культурный код Одежда в метавселенных: цифровая мода как новый культурный код

Почему цифровая мода стала многомиллиардной индустрией

Знание – сила
Первый эсминец КНДР Первый эсминец КНДР

Вступление в строй первого многоцелевого эсминца ВМС КНДР «Чхве Хён»

Наука и техника
Р.У.Б.И.К.О.Н Р.У.Б.И.К.О.Н

Выбора у него не было. Цезарь должен был покорить Рим

Знание – сила
Мода как зеркало психики Мода как зеркало психики

Разговор о моде с позиции психики

Знание – сила
Каркасное химическое строительство Каркасное химическое строительство

Казалось бы, бери атомы какие нужно и строй молекулу мечты. Это только на словах

Наука и жизнь
Кровь экономики Кровь экономики

Золотодобыча – с древних времен до наших дней

ТехИнсайдер
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Примерно 400 млн лет назад морская живность стала осваивать пресные водоёмы

Наука и жизнь
Пошлины не плывут в бюджет Пошлины не плывут в бюджет

Механизм плавающих пошлин и квот на экспорт зерна подорвал доходность аграриев

Агроинвестор
Драпированная и накладная. История костюма от древности до наших дней Драпированная и накладная. История костюма от древности до наших дней

Рассказ об одежде начинается с Египта...

Знание – сила
Четче,_чем_люди Четче,_чем_люди

Можно ли уже сегодня делать большое кино с помощью нейросети?

ТехИнсайдер
Еще лучше Еще лучше

Sirena 60 — модель‑бестселлер, ставшая еще лучше

Y Magazine
Они могут вернуться… Они могут вернуться…

Сегодня мы вспомним о видах, исчезнувших в дикой природе

Наука и техника
Поможет ли искусственный интеллект понять животных? Поможет ли искусственный интеллект понять животных?

В эпоху ИИ не пора ли нам, как в сказке, научиться распознавать «речь» животных?

Наука и жизнь
Министерство иностранных тел Министерство иностранных тел

Места, где вопрос «что бы такое съесть, чтобы похудеть» никогда не поднимался

Вокруг света
Ткани для нашей жизни Ткани для нашей жизни

Что нам ожидать в мире тканей в ближайшие годы?

Знание – сила
Четыре плюс пять Четыре плюс пять

Что Франс Снейдерс зашифровал в своих натюрмортах

Вокруг света
Бог в космосе обнаружен Бог в космосе обнаружен

«Следуй за угасшим солнцем»

Знание – сила
Возвращение из бездны Возвращение из бездны

Уникальная операция по возвращению АПЛ «Курск» из пучины

Наука и техника
Слово о «бедной науке», или Еще раз о «новой евгенике» Слово о «бедной науке», или Еще раз о «новой евгенике»

Возражения против защиты «обновленной» версии евгеники

Знание – сила
Тайна дикого огурца Тайна дикого огурца

Как фермеры и пищевые предприятия научились манипулировать нашими рецепторами

Вокруг света
Высокий белок Высокий белок

Высокобелковые продукты продолжают свое победное шествие на мировом рынке

Агроинвестор
Открыть в приложении