Русская тоска на
Давным-давно эти места назывались Ополье, от этого и название крошечного городка Юрьев-Польский, где стоит удивительный белокаменный храм. Стены его покрывает резьба, похожая на цветущий яблоневый сад.
Георгиевский собор – это, пожалуй, самый неизвестный и при этом, как говорят все исследователи древне-русской архитектуры, самый значительный памятник домонгольской Руси. Его предшественники – храмы с причудливой белокаменной резьбой: Дмитриевский собор во Владимире, церковь святых Бориса и Глеба в Кидекше, Спасский собор в Переславле-Залесском, храм Покрова на Нерли.
Говорят, что князь Святослав, получивший Юрьев-Польский в наследство, спросил мастеров, смогут ли они построить храм, который своей красотой затмил бы все, что ранее строили его дядя, отец и братья (отношения в семье были не очень). Говорят, что главный камнесечец ответил: «Будет твой храм как яблоневый сад». Говорят, что все камни, из которых сложили стены собора, были резными. Абсолютно все. Фигуры резали на кусках известняка, лежавших на земле, а ковровый орнамент – уже на сложенных стенах собора: он поднимался из нижнего ряда камней вверх, обвивая фигуры святых, воинов, чудовищ.
Через двести лет собор рухнул. Сам. Вроде бы что-то не рассчитали строители в конструкции свода. Из Москвы великий князь прислал опытного мастера, дьяка Василия Ермолина, восстанавливать.
Я очень хорошо представляю, как Василий Ермолин разложил на земле все камни – и так их складывал, и сяк. Ни рисунков, ни фотографий, ни программы, чтобы отцифровать все фрагменты и соединить их на компьютере. Складывал, сколько было терпения. Потом махнул рукой – делайте, что хотите. И уехал. Каменщики сложили по своему разумению. И получилась какая-то мистическая, временами нелепая огромная книга с перепутанными евангельскими сюжетами, потерявшимися святыми, воинами без войска, грифозмеями и драконами, китоврасами и даже одним слоном!