Все связано
О невидимых ниточках истории, которые соединяют ткачей древней Индии, светских дам наполеоновской Европы и предприимчивых русских помещиц, рассказала хранитель отдела тканей Всероссийского музея декоративного искусства Наталья Нечай.
Ткань в нашем бытовом понимании — это в первую очередь одежда. В культуре многих древних народов одежда изготавливалась из цельного куска ткани, созданного на ткацком станке. Им покрывали фигуру, образуя красивые драпировки, которые обеспечивали свободу движения и подчеркивали его пластику. В христианский период тело укрывали с головы до пят. Примеры такой одежды мы можем видеть на иконах в образах святых. Так, Богородицу можно узнать по вишнево-коричневому покрову — мафорию, расшитому золотыми звездами на челе и по плечам. В Древней Руси замужние женщины непременно должны были покрывать волосы. В дополнение к головным уборам в крестьянской праздничной одежде широко использовались большого размера платки-канаватки и шали. Легкие прозрачные накидки или плотные платки-покрывала, богато украшенные ткаными узорами, — непременный атрибут костюмов светских красавиц, смотрящих на нас со старинных портретов.
Особенно изысканные дорогие шали с невероятно сложным многоцветным узором появились в Европе в конце XVIII — начале XIX веков. Их появление связано с завоеваниями Наполеона Бонапарта, и в частности с Египетским походом. Вернувшиеся на родину офицеры французской армии опоясывали военные мундиры бесценным трофеем — узкой узорной шалью с кистями, носить которую на Востоке подобным образом могли позволить себе лишь принцы по крови. Высоко ценились шали, изготовленные в «цветущей долине» Индии — провинции Кашмир, которые на протяжении нескольких веков вывозились в страны Востока и Запада в качестве драгоценных дипломатических даров. Их ткали из пуха диких коз, который пастухи с риском для жизни собирали на неприступных скалах. Для создания бесконечного множества цветов тончайшей шерстяной пряжи, отливающей шелковистым блеском, ремесленники использовали около 300 растений. Ткачеством занимались мужчины. В начале работы мастер-ткач должен был натянуть 3‑4 тысячи едва видных глазу нитей основы. Узор бортов шали строился из повторяющихся крупных стилизованных изображениях цветущего дерева — древнего символа благополучия. Чтобы запомнить сложный порядок переплетения нитей узора, его зашифровывали в слова особых песен, которые за работой пели мастера. На изготовление одной шали у опытного ткача уходило от года до трех лет.