Битвы заблуждений
В истории науки самые яростные баталии нередко происходили не между знанием и невежеством, а между приверженцами двух одинаково ложных научных теорий. Вот несколько примеров таких баталий.
Анималькулисты и овисты
В XVII веке в науке о половом размножении господствовал преформизм – учение, согласно которому в половых клетках животных и людей уже содержится готовый микроскопический зародыш, которому впоследствии надо только родиться и вырасти. Ученые кардинально не сошлись лишь в одном вопросе: находится ли этот зародыш в мужских или женских клетках. Сторонники выращивания гомункула из сперматозоида называли себя анималькулистами (animaculum – «маленький зверек»), а приверженцы происхождения из яйцеклеток — овистами (ovo – «яйцо»). Анималькулисты были более последовательны и убедительны. К ним относился сам изобретатель микроскопа Антони Левенгук, который и разглядел в сперме тех самых «маленьких зверьков». Однако уже в начале XVIII века позиции преформистов сильно подорвал тот факт, что дети обычно похожи и на маму, и на папу, а окончательную точку в развитии учения поставил Грегор Мендель.
Флогистон и теплород
Впервые введенная в 1667 году немецким врачом Иоганном Бехером, теория флогистона предполагала существование некоего эфемерного огнеподобного элемента, который содержится во всех горючих телах и высвобождается при горении, оставляя золу. Почти сто лет ученые пытались выделить этот «горючий воздух», пока в 1775 году французский химик Антуан Лавуазье вскоре после открытия кислорода не выдвинул свою теорию горения и окисления, опровергающую существование флогистона. Хотя Лавуазье правильно понимал процесс горения, он верил в существование другой невидимой субстанции – калорика, или теплорода, выделяющего тепло.