Игры разума
1Шестиногие страдальцы
БИОЛОГИ ОБЖИГАЛИ ШМЕЛЯМ УСИКИ.
Трудно сказать, чувствуют ли насекомые боль, ведь у них не спросишь. Чтобы выяснить этот вопрос, экспериментаторы разделили земляных шмелей на три группы. Первым прижигали усик предметом, разогретым до 65 °C. Другим прикасались к усику таким же, но прохладным предметом. С контрольной группой не делали ничего. В первые две минуты эксперимента травмированные шмели прикасались к пострадавшему усику чаще, чем к здоровому. Обожженные шмели касались усика чаще, чем те, кого касались прохладным предметом, и чаще, чем насекомые из контрольной группы. Похоже, что насекомые чувствовали боль и тянулись к больному месту.
2Общество глазами младенца
11-МЕСЯЧНЫХ МЛАДЕНЦЕВ ПРОВЕРИЛИ НА ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.
Обычно общество поощряет тех, кто ведет себя как другие, и не одобряет «не таких, как все». Психологи выяснили, что даже в 11 месяцев дети понимают эту закономерность. Испытуемым показывали мультфильмы с тремя персонажами.
Первые два делали что-то одно, а третий – другое. После этого два первых персонажа поощряли или отвергали третьего мимикой, звуками и движениями. Дети удивлялись, когда персонажи отвергали «конформиста» или принимали «нонконформиста». Признаком удивления служило расширение зрачков и продолжительность взгляда на экран.
3Математика злословия
УЧЕНЫЕ ПОСТРОИЛИ МАТЕМАТИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ СПЛЕТЕН.
Зачем человеку сплетничать с точки зрения эволюции? Ведь он не получает от этого непосредственной пользы. Ученые объяснили феномен сплетен с точки зрения теории игр. Сплетники формируют репутацию окружающих. Мы ориентируемся на нее, решая, с кем иметь дело. Поэтому люди начинают заботиться о своей репутации. И прежде всего – быть обходительными со сплетниками. Поэтому сплетничать выгодно. Сплетников становится больше, от этого больше становится людей, наслушавшихся сплетен и ориентирующихся на репутацию, и круг замыкается.