Круги по воде
В начале XIX века состоялась первое кругосветное плавание русских моряков, вскоре за ним последовали другие. Участники экспедиций попадали в плен, налаживали отношения с местными жителями, открывали новые земли. Череда этих путешествий продолжается по сей день
Круг первый
Первое российское кругосветное плавание Ивана Крузенштерна 1803–1806 годов прошло успешно – без болезней, смертей и кораблекрушений. А ведь в какой-то момент экспедиция оказалась на грани срыва.
Проблема возникла с графом Николаем Резановым, направлявшимся на «Надежде» с дипломатической миссией к Японским островам. Уже будучи в море, посланник начал претендовать на роль руководителя экспедиции, что вылилось в серьезнейший конфликт с Крузенштерном. На Камчатке посланник обратился к местному коменданту Павлу Кошелеву, потребовав суда над капитаном. К счастью, генерал-майор Кошелев оказался рассудительным и компетентным человеком, и стороны сумели худо-бедно примириться.
8 октября 1804 года «Надежда» добралась до Нагасаки, где графу Резанову надлежало договориться о торговле с Японией. В качестве переводчика Резанов привлек голландского посланника, который не был заинтересован в появлении конкурентов. Японцы не приняли подарков российского императора. «Резанову на аудиенции было отказано даже в стуле, не позволили ему иметь при себе шпагу, и …он был даже без обуви, – описывал ситуацию А.П. Чехов в книге „Остров Сахалин“. – И это посол, русский вельможа! Кажется, трудно меньше проявить достоинства. Потерпевши полное фиаско, Резанов захотел мстить японцам».
Вернувшись на Камчатку, граф составил особую инструкцию, которую передал двум поступившим в его распоряжение офицерам – лейтенанту Н. Хвостову и мичману Г. Давыдову. В октябре 1806 года Хвостов на «Юноне» подошел к Сахалину, где «захватил четырех японцев, взял из их магазинов до 1200 пудов зерна, соли и разных вещей, сжег остальные их магазины с припасами». Отношения с Японией были окончательно испорчены, что вышло боком участникам другой русской кругосветной экспедиции.