Предисловие
Галерея портретов роботов, которую вы найдете в этом номере журнала, выглядит пугающе. И как только братьям Чапек пришло в голову, что они будут нашими рабами?! Ни один робот такого не обещал, а если и обещали, то могли и соврать, на то они и человекоподобные.
Допустим, лично мне, еще заставшему в живых Нильса Бора и не умеющему пользоваться приложением «Альфа-Банка», зловещим кажется даже робот-пылесос, не говоря уже об андроидах. Но, мне кажется, недоверие к технологиям не только моя проблема. Не так уж мы, как человечество, хотим этого самого прогресса. Вот недавний пример: этим летом немало наших соотечественников заплатили по пять-десять тысяч рублей за фальшивые сертификаты о прививках, то есть отдали свои деньги, чтобы достижения прогресса обошли их стороной и не помешали умереть от пневмонии.
Вообще не факт, что технологический прогресс всегда делает жизнь лучше. Раз уж мы вспомнили про Нильса Бора, приведем пример из прошлого века: величайший технологический прорыв 1940-х годов оставил человечеству в наследство невостребованные ядерные арсеналы, секретный город Новоуральск (бывший Свердловск-44) с его заводом по обогащению урана, а также его американский аналог – городок Оук-Ридж, о котором мы рассказываем в этом номере. Ничто из этого, к сожалению, нашу жизнь не украшает.
Если прогресс многих пугает и при этом не обещает безмятежного будущего – зачем же он нужен? Ну хорошо, я согласен: роботы забавные. Что если весь проект «технологической цивилизации» – просто способ человечества развлечь себя? Вот уже и в космос стали летать именно так – для забавы и на собственные деньги. Хорошо ли это, или человечество не должно отвлекаться от своей вселенской миссии? Уклонившись от прямого ответа, заметим, что забавы у людей бывают разные. Вот, например, в далеком африканском Габоне приверженцы таинственной религии Бвити (в том числе приезжие из Европы) созерцают мир духов не без помощи одурманивающих веществ. Насколько это лучше и веселее, чем марсианские амбиции Илона Маска, каждый может решить для себя сам и действовать соответственно.