Забытый суперфуд инков
В громадной империи инков киноа было основным продуктом. Испанские завоеватели запретили выращивать это растение, а в XXI веке оно прославилось на весь мир
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН объявила киноа растением, которое спасет мир от голода: его семена по содержанию белков и некоторых витаминов сравнимы с пшеницей или превосходят ее. Но киноа может приспосабливаться к перепаду температур от –8 до +38 °C и расти на разных почвах. За свои исключительные качества это растение снискало славу суперфуда (так неофициально называют группу полезных для здоровья продуктов).
В природе существует множество видов киноа, но основные различают по цвету семян: красному, белому, черному, желтому. Белое киноа внешне больше всего похож на рисовые зерна, за что французы и португальцы дали этому растению название «перуанский рис». Слово «киноа» происходит из языка индейцев кечуа, самой многочисленной этнической группы и в империи инков Тауантинсуйу, и в современном Перу. В оригинале оно звучит как «кинва», а «киноа» или «квиноа» — искаженные испанцами варианты, однако значение слова неизвестно.
Родиной киноа считают берега высокогорного озера Титикака в Андах. Отсюда же, по легенде, пришел Манко Капак, первый Инка, основатель государства Тауантинсуйу. Семена дикорастущего киноа инки собирали и перемалывали в муку, из которой пекли лепешки либо на раскаленных камнях, либо в примитивных очагах. Чтобы решить проблему недостатка воды, из киноа готовили ферментированный напиток — чичу. Самый выдержанный напиток жрецы использовали для религиозных обрядов. Неприхотливое растение, всегда обеспечивающее пищей, инки высоко почитали, называя киноа «матерью зерен». Его дарили на церемониях Пачамаме — Матери-Земле, олицетворяющей плодородие. Возможно, то религиозное значение, которое индейцы придавали растению, и сыграло с ним злую шутку. Если картофель и кукурузу европейцы оценили — сначала использовали для украшения (на декор шли цветы и початки), а затем начали употреблять в пищу, — то киноа испанцы сразу же невзлюбили. Его запретили выращивать, заставляя коренное население сажать пшеницу. Посевы киноа начали повсеместно истреблять. До испанцев киноа произрастало от юга Чили до севера Колумбии, а к XX веку осталось только в Перу и на севере Боливии (эти земли тоже входили когда-то в империю инков). Растение разделило судьбу народов, его почитавших: почти исчезло из природы и истории, самые стойкие представители сохранились в диком виде в труднодоступных высокогорных районах Анд. Их семена использовали в пищу немногие уцелевшие после европейской конкисты индейские племена.