Западная Римская империя устояла
Считается, что история не имеет сослагательного наклонения. Но весь исторический процесс — это выбор из многочисленных «если бы». «Вокруг света» предположил, какой была бы сегодняшняя жизнь, пойди однажды история по другому пути
Восток — Запад
Имперские амбиции — само слово «империя» и идеал мощной многонациональной державы — подарок европейской цивилизации от Древнего Рима. Много веков государи Европы пытались воссоздать эталон, объявляя себя наследниками Западной Римской империи, распавшейся в конце V столетия. Западная и Восточная Римские империи существовали как две равноправные части единого целого с 395 года. У первой из них было мало шансов пережить системный кризис, в который она погружалась все глубже. В 475 году императора Юлия Непота изгнал его военачальник и провозгласил императором своего малолетнего сына. Вскоре мальчика свергли восставшие варвары-наемники, после чего отослали знаки власти Зенону, императору Восточной Римской империи. Зенон признавал императором Юлия Непота, но тот так и не вернул контроль даже над Италией. Восточная Римская империя просуществовала еще тысячу с лишним лет, до того как в 1453 году ее завоевали турки-османы — и у Московской Руси появился свой утраченный имперский идеал.
Как могли бы развиваться события, если бы Западная Римская империя не пала?
V век (II столетие Диоклетиановой эры)
Римские императоры делают ставку на христианство как на новую государственную идеологию. Идея римского гражданства давно перестала сплачивать разнородное население необъятной державы. Сознавая это, императоры целенаправленно насаждают христианство как общую религию и идеологию от центра до границ, в единственном варианте, утвержденном на Никейском соборе. Столицу переносят из Равенны обратно в Рим, который становится и религиозным центром. В рамках движения за христианизацию империи и объединение ее периферии миссионерские общины расселяются вдоль границ, вытесняя ереси и языческие культы. При дворе пропагандируют аскетизм и благочестие. В результате нескольких успешных военных кампаний претендующие на независимость варварские королевства в составе империи превращаются в провинции с лояльной столице администрацией.