Futur-E почти с нами
Три года назад в статье под названием «Водомерка на подвеске» журнал рассказал о концепте Futur-E, представленном на конкурсе Solar Energy Boat Challenge 2020. С тех пор создатели этой необычной пятиметровой лодки с убирающимися под корпус подводными крыльями особо не радовали прессу новостями, и можно было решить, что красивый проект так и остался на бумаге. Однако же нет! На недавней каннской выставке студия Centrostiledesign показала прототип, который уже побывал на воде и в следующем году должен пойти в производство.
Первые заводские испытания выявили, что при мощности 85 кВт Futur-E способна разогнаться до 35 узлов. Как и у многих судов на подводных крыльях, у нее есть три режима хода. До 8 узлов корпус остается в водоизмещающем режиме, а дальше, по мере разгона, крылья начинают помогать глиссированию. Достигнув 16 узлов, судно полностью поднимается над поверхностью, сводя сопротивление к минимуму, и водную гладь режут лишь острые крылья да винт.
Со стороны может показаться, что крылья на Futur-E пассивные, как у яхт Кубка «Америки», но это не так. Бортовой компьютер судна постоянно анализирует поступающую с шести гироскопов информацию, рассчитывая величину крена и дифферента, чтобы индивидуально подстраивать угол атаки каждого из четырех крыльев. Происходит это не за счет «закрылков» или скручивания, как, например, у Bluegame HSV или Candela, а с помощью оригинальных электрогидравлических приводов. С ними Futur-E может «шевелить» своими независимыми крыльями в двух плоскостях. Давиде Чипрани, возглавляющий Centrostiledesign, называет это интегрированной кинематической системой и сравнивает ее с подвеской гоночных автомобилей Formula 1. По задумке, обслуживать и менять крылья почти так же легко, как колеса болидов на пит-стопе, даже не поднимая лодку из воды.