Пароход и человек
Пароходы — важнейшая страница в истории человечества. Они расширили горизонты возможного, одновременно «уменьшив» мир, ускорили расцвет индустриальной эпохи, связали удаленные районы внутри материков и впервые позволили судоходству работать по расписанию.
Кевин Крисман, профессор Техасского университета A & M, директор Центра подводной археологии и консервации
Большую часть своих археологических исследований я провел на озере Шамплейн, по которому проходит граница штатов Вермонт и Нью-Йорк. По сравнению с Великими озерами оно небольшое, 180 на 19 км, и гораздо менее известное, однако это отличное место для того, чтобы изучать становление парового судоходства во внутренних водах. Озеро Шамплейн стало одним из центров американской паровой революции, и с 1809 по 1905 год на его берегах построили 29 судов. Затонувшие корабли прекрасно сохраняются в пресной воде, и нам удалось обнаружить и идентифицировать остатки 12 пароходов. Наиболее интересны шесть из них, до 1850 года, поскольку об их конструкции, строительстве и эксплуатации до наших дней дошло крайне мало информации.
Самое старое из этих судов называется Phoenix I (45 м). Его спустили на воду в 1815 году, всего через несколько лет после того, как Роберт Фултон и его партнер Роберт Ливингстон впервые проплыли по реке Гудзон на только что изобретенном North River Steamboat. Более того, это самый старый из известных сегодня затонувших пароходов в мире. Он успешно отработал четыре года, а 5 сентября 1819 года пожар на борту уничтожил корабль до самой ватерлинии.
Обнаружили Phoenix I в 1970‑х годах, однако подробное археологическое описание выполнили только 12 лет назад. К сожалению, у судна отсутствовали котел и двигатели, так как их подняли на поверхность вскоре после потери корабля, но зато два года назад мы нашли отвалившиеся гребные колеса.