КВ-радиостанция может сильно выручить в дальнем походе

Y MagazineHi-Tech

На короткой волне

Текст: Антон Черкасов-Нисман. Фото: Дмитрий Шаромов, экипаж яхты «Апостол Андрей»

На парусной яхте дипольную КВ-антенну можно натянуть между мачтами и задействовать изолированный ахтерштаг

В наши дни связь на воде осуществляется в УКВ-диапазоне, сотовых сетях или через спутники, а некогда востребованную аппаратуру для работы на коротких волнах (КВ) теперь почти не встретишь. Но тем, кто путешествует вдали от цивилизации, все же неплохо иметь на борту КВ-радиостанцию, а также приобрести базовые навыки работы в эфире. Это позволит получать новости там, где «не ступала нога Интернета», несколько увеличить шансы на спасение в экстренной ситуации и общаться с единомышленниками-радиолюбителями, коих немало и среди яхтсменов.

В доцифровую эпоху в экипажах морских экспедиций непременно был радист, да и сейчас путешественники не забывают об этом резервном канале сверхдальней связи. За примером далеко ходить не нужно: в октябре в Петербург вернулась парусная яхта «Апостол Андрей», прошедшая за три с половиной месяца более 7000 миль по четырем морям: Белому, Баренцеву, Восточно-Сибирскому и морю Лаптевых. Хотя судно оборудовано обязательным спутниковым маячком, его капитан Николай Литау не ходит в Арктику без КВ-радиостанции. Устанавливать и настраивать оборудование ему помогает известный петербургский радиолюбитель Михаил Липин (позывной RA1ALA) с 50‑летним опытом в радиотехнике. Мы попросили его о небольшом ликбезе для тех, кто никогда не сталкивался с КВ-связью на яхтах, но задумывается о том, чтобы сделать к этому первые шаги.

«Мы живем в такое время, когда могут отключать мобильную и даже спутниковую связь, — рассказывает Михаил Липин. — Короткие волны позволяют установить связь на любом расстоянии, поскольку они отражаются от верхних слоев атмосферы, и длина этих “скачков” достигает нескольких тысяч километров. При использовании однополосной модуляции (SBB) на КВ возможна голосовая связь и даже подключение к интернету на низких скоростях. Важно помнить, что корреспондентами на КВ являются обычные радиолюбители. Какихто специальных организаций, которые принимали бы информацию от гражданских лиц и передавали ее в спасательные или иные службы, в России не существует. В некоторых регионах есть службы радиообеспечения, например, при отделении РГО в Ямало-Ненецком автономном округе, но их основная задача — обеспечить связь между своими подразделениями. Поэтому не стоит думать, что через полчаса после сообщения по КВ о том, что экипаж яхты в беде, за ним прилетит вертолет. На том конце находятся обычные люди, которые, конечно, не проигнорируют сигнал SOS, но не факт, что смогут быстро связаться со спасателями.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Чистый спорт Чистый спорт

Насколько сложно продвигать не самый популярный вид спорта и зачем это делать?

Y Magazine
Чай, со слоном Чай, со слоном

Что и зачем нужно знать об индийских автомобилях

Автопилот
«Остаюсь твоя Майя…» Открытые письма предгрозовых лет «Остаюсь твоя Майя…» Открытые письма предгрозовых лет

Можно ли найти отправителей и адресатов почтовых писем начала XX века?

Наука и жизнь
Остров смерти, куклы, поморы: путешествие по необычным местам Архангельской области Остров смерти, куклы, поморы: путешествие по необычным местам Архангельской области

Отправляемся в путь по малоизвестным местам Архангельской области

Вокруг света
Как Silent змéя приручила Как Silent змéя приручила

Кайт может служить эффективным движителем для моторных катамаранов

Y Magazine
Доставка жизни: 4 факта о донорстве костного мозга Доставка жизни: 4 факта о донорстве костного мозга

Что такое донорство костного мозга?

Вокруг света
Правило левой руки Правило левой руки

Армения — машина времени с затонированным лобовым стеклом

Автопилот
Осторожный авантюрист: как сложилась судьба «черного барона» Врангеля Осторожный авантюрист: как сложилась судьба «черного барона» Врангеля

Чем занимался «черный барон» Врангель после эвакуации его армии из Крыма

Вокруг света
Полосатые озорники: 4 факта о бурундуках Полосатые озорники: 4 факта о бурундуках

Жизнь бурундука вовсе не похожа на приключения экранных героев

Вокруг света
Исторические огрехи: 14 деталей картины «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя» Исторические огрехи: 14 деталей картины «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя»

В истории гибели князя Михаила Черниговского много загадочного

Вокруг света
Silent Speed 28 Silent Speed 28

Занятный катер Speed 28 от немецкой компании Silent Yachts

Y Magazine
Окнами на восток Окнами на восток

Немного восточного настроения в интерьере квартиры

Идеи Вашего Дома
Золото и авокадо Золото и авокадо

Минимализм в современной новостройке

Идеи Вашего Дома
Princess F65 Princess F65

Новая яхта Princess F65 стала флагманом популярного F Class

Y Magazine
Великий фильтр: как землянам обойти закон, который обрекает все цивилизации на самоуничтожение? Великий фильтр: как землянам обойти закон, который обрекает все цивилизации на самоуничтожение?

Ученые предложили человечеству способ избежать гибели

Вокруг света
Полный вперед, «Политрук Бочаров»! Полный вперед, «Политрук Бочаров»!

Cемейная пара воссоздала советский теплоходик в духе 1950–60‑х годов

Y Magazine
Александр Ведяхин: «Сегодня рынок акций отражает геополитические риски» Александр Ведяхин: «Сегодня рынок акций отражает геополитические риски»

Александр Ведяхин о том, как новые условия влияют на частные инвестиции

РБК
Маленький, да удаленький: как «Жук» стал автомобильным символом целой эпохи и пережил ее Маленький, да удаленький: как «Жук» стал автомобильным символом целой эпохи и пережил ее

У этой крошечной машинки со смешным дизайном много регалий

Вокруг света
Тракты — это не только «Игра престолов»: чем Екатеринбург удивил девушку из Владивостока Тракты — это не только «Игра престолов»: чем Екатеринбург удивил девушку из Владивостока

Неожиданные параллели у городов, которые разделяет 5000 километров

Вокруг света
5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой 5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой

В Абхазии даже в холодный сезон достаточно развлечений

Вокруг света
Древний ужас и непостижимость космоса: 3 мистических парка в Европе, где хочется думать о вечном Древний ужас и непостижимость космоса: 3 мистических парка в Европе, где хочется думать о вечном

Посмотрите, как выглядят самые необычные примеры садово-паркового искусства

Вокруг света
Сумах — красный, коварный, пряный Сумах — красный, коварный, пряный

В переводе с арамейского слово «сумах» (или «сумак») означает «красный»

Наука и жизнь
Наступление тишины Наступление тишины

Пора увидеть Spectre

Автопилот
Реквием по бумажным картам Реквием по бумажным картам

Любителям морских раритетов предложено пополнение

Y Magazine
«Ломтик» от Feadship «Ломтик» от Feadship

Feadship показывает, что бывают яхты без низких потолков и темных интерьеров

Y Magazine
Как понять собаку: 4 тайных жеста, которые делает каждый пес Как понять собаку: 4 тайных жеста, которые делает каждый пес

Наши картинки помогут вам стать экспертом «собачьего языка»

Вокруг света
Роскошные средства передвижения: 10 самых дорогих автомобилей Роскошные средства передвижения: 10 самых дорогих автомобилей

Топ-10 самых дорогих автомобилей в мире по состоянию на 2022 год

Вокруг света
На дизайн ужасные, классные внутри: 10 автомобилей со странным внешним видом На дизайн ужасные, классные внутри: 10 автомобилей со странным внешним видом

Глядя на иные автомобили, не всегда понимаешь, что хотели сказать их создатели

Вокруг света
Зачем обоняние лёгким Зачем обоняние лёгким

Обоняние в лёгких? Это что, шутка? Вовсе нет!

Наука и жизнь
Шикарный вариант Шикарный вариант

Плов, самса и белые машины Узбекистана

Автопилот
Открыть в приложении