«Предстоит навести новые мосты между бизнесом, обществом и особенными людьми»
На ESG-конгрессе РБК эксперты обсудили ведущие практики по внедрению инклюзивной культуры
Адаптация, социализация и трудоустройство особых групп, создание и интеграция продуктов и цифровых сервисов для людей с инвалидностью, эйджизм — эти и другие вопросы обсудили эксперты и предприниматели на Втором конгрессе ответственного бизнеса, организованном РБК в конце октября. Основные дискуссии по этой теме прошли в ходе сессии «DE&I. Практики DE&I: взгляд бизнеса и общества».
Корпоративная ценность инклюзии
Под инклюзивностью понимают создание равных общественных возможностей для каждого человека вне зависимости от его ограничений, состояния здоровья и возраста. В корпоративном секторе DE&I (Diversity, Equity, and Inclusion) — это политика ведения бизнеса, которая внедряет параметры разнообразия, равенства и инклюзии. Благодаря ей соискатели получают доступ к социализации через трудоустройство, а компании — старательных сотрудников. Согласно данным McKinsey за 2019 год, компании с инклюзивной политикой работают на 36% лучше.
По данным исследования Culture Amp, многие работодатели (81%) считают необходимым внедрять культуру инклюзивности, но треть из них (34%) не обладают для этого достаточными ресурсами. Одной из компаний, которые столкнулись с такой проблемой, стала «Северсталь», рассказала в ходе дискуссии руководитель управления по работе с персоналом «Северсталь-инфоком» Анастасия Царская: «Этой проблемой можно заниматься точечно, как мы делаем сейчас, но на деле это должна быть долгосрочная политика. И из-за нехватки ресурсов эта тема, к сожалению, часто отходит в работе на второе место».
Руководитель Центра по социальной ответственности, разнообразию и инклюзивности МТС Елена Серегина отметила, что тема инклюзии распространяется практически на любого человека, а важной составной частью социализации особых групп является именно трудоустройство. «Наша ответственность как работодателей перед обществом состоит в том, чтобы сделать условия равными для всех, чтобы каждый человек без исключений мог найти свое место, быть востребованным и счастливым», — подчеркнула Серегина.
Слова эксперта МТС подтверждают цифры из исследования Jobvite — крупного онлайн-сервиса по подбору персонала. 40% рекрутеров заявили, что кандидаты отказываются от собеседования или предложения о работе из-за отсутствия разнообразия в организации.
Борьба с эйджизмом как инструмент DE&I
Директор департамента внешних коммуникаций En+ Group Ольга Санарова назвала борьбу с эйджизмом одним из важных вопросов: «Неспроста в Трудовом кодексе появилась норма, при которой работодатель не имеет права ставить в вакансии возраст».
Исследования ВОЗ показывают, что каждый третий человек сталкивался с эйджизмом. И тут можно выделить две очевидно дискриминируемые категории: пожилых людей и молодежь.
«Более старший возраст — это опыт и мудрость, а более ранний — это кроме инновационного мышления, конечно, энергия и напористость, которые нужны в любой компании», — уверена Санарова. Разобраться с возникающими проблемами можно при помощи корпоративных университетов, считает она.
С Санаровой согласились и другие участники сессии. Основатель компании «Баба-Деда.ру» Анастасия Лазибная рассказала, что сейчас из-за оскудения рынка работодатели начали нанимать «непопулярные» категории работников, у которых тем не менее возникают проблемы с интеграцией. «Здесь большой соблазн для больших компаний начать быстрый наем, ограничившись только вебинарами про DE&I, но этого недостаточно, — рассказала она. — Правильно было бы оценить, к чему действительно готова компания, сделать диагностику и начать образовательные курсы».
«Для этого нужно проводить образовательные мероприятия для руководителей и HR-специалистов, создавать новые системы подготовки управленцев, — продолжила тему директор по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям МТС Екатерина Фролова. — Например, в МТС действуют HR-инициативы по обучению, адаптации руководителей и команд для работы с инклюзивными целевыми аудиториями. Эти проекты уже показали результат: более 70% сотрудников цифрового холдинга выступают за прием на работу возрастных кандидатов и людей с инвалидностью».
Инклюзивность также необходима для эффективных коммуникаций между потребителями и бизнесом, отметила руководитель управления по устойчивому развитию компании «Магнит» Надежда Галактионова. В компании сотрудникам предлагается пройти курсы в академии «Магнита», где их обучают общению с людьми с особенностями здоровья. В этом году курс прошли уже 200 тыс. представителей персонала магазинов.
Известный ученый в области нейронауки Татьяна Черниговская заявила, что в компаниях необходимо создавать разновозрастные команды, так как это положительно сказывается на эффективности работы. «У мозга есть такое свойство, которое называется «пластичность», то есть способность нейронной сети физически меняться под воздействием идущей на нее информации, — пояснила она. — Чем моложе мозг, тем пластичность больше. Однако мы знаем и другие примеры: так, академик Дмитрий Лихачев и в старости обладал абсолютно кристальным мышлением, мощнейшей памятью».
Именно поэтому работодатели, которые не нанимают людей, исходя из их возраста, ошибаются, заявила Черниговская: «И те люди, которые не берут на работу молодых, «потому что они безответственные», абсолютно неправы».
Подобные программы реализуют и в «Сколково». По словам профессора бизнес-практики Школы управления Елены Витчак, ее студенты в том числе учатся взаимодействовать в разновозрастных командах: «Нас окружает очень сложный контекст, в котором принципиально важны слова, общение, сочувствие, неравнодушие, внимание к другому человеку и понимание, что все очень разные».
Эмпатия и забота как вектор развития DE&I
Директор дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Пироженко заявил, что главным трендом современного трудоустройства считает растущую в обществе эмпатию. Он напомнил о проекте АСИ «Открыто для всех», инклюзивный договор с которым подписали уже 68 компаний. «Мы провели исследование и выяснили, что, по самым скромным оценкам, российские компании теряют 5 млрд руб. еженедельно из-за того, что их услуги и товары не адаптированы для людей с инвалидностью», — отметил Пироженко.
Представитель МТС Екатерина Фролова также отметила, что сейчас инклюзивность подразумевает в том числе «заботу о ментальном и физическом благополучии людей, которые работают с компанией, вне зависимости от того, что происходит в турбулентном мире».
Она подчеркнула, что, согласно исследованиям, в компаниях, где есть инклюзивная и многообразная среда, процент эффективности работы в среднем выше почти на 30%.
Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев назвал проблему инклюзии для инвалидов настолько комплексной, что без помощи бизнеса государство решить ее не сможет. «Давайте обращать внимание на людей с инвалидностью, — призвал он. — Всем нужно стараться бороться с теми стереотипами, которые у них есть».
Менеджер по устойчивому развитию VK Ксения Топоркова рассказала о том, что компания работает с направлением доступности сервисов. Для этого, убеждена Топоркова, сотрудники VK должны точно понимать, для каких людей нужно адаптировать сервисы. «Мы выпустили словарь инклюзивных терминов для внутреннего обращения для того, чтобы сотрудники понимали, какую терминологию мы используем», — добавила представитель VK.
Участники сессии выявили реперные точки в формировании инклюзивной среды в ее многообразии. «Нам предстоит решить множество вопросов, навести новые мосты между бизнесом, обществом и особенными людьми в создании инклюзивной культуры для того, чтобы путь социализации, адаптации и трудоустройства был для всех максимально прозрачным и комфортным. А значит, и эффективным», резюмировала директор по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям МТС Екатерина Фролова.
Фото: Андрей Любимов / РБК