Шикарный вариант
Плов, самса и белые машины Узбекистана
Вот уже несколько недель, как я езжу на машине исключительно пассажиром. От моей съемной бухарской квартиры до ресторана «Мелодия», где подают дивный «шашлык из позвоночника», ехать четыре километра, и такси через сервис «Яндекса» можно заказать за 7500 сумов, то есть 42 рубля по курсу ЦБ. Если я выйду и проголосую на улице, то уеду рублей за шестьдесят. Впрочем, за 60–65 рублей, то есть за доллар, при удачном раскладе можно проехать и 10 километров.
Позже, когда я узнал, что литр 92-го бензина в Узбекистане тоже стоит около 60 рублей, возник вопрос: а в чем смысл таких перевозок? Вряд ли в том, чтобы водитель получил возможность долго выпытывать, в каком именно районе Москвы я живу, а потом доверительно сообщить, что он сам работал в Чехове.
Оказалось, что подавляющее большинство машин в Бухаре, от здоровенных грузовиков до самых мелких легковушек, переделаны на работу на газе, что в два-три раза сокращает расходы на топливо. Установка аппаратуры на легковую машину обойдется от 25 до 50 тысяч рублей, в зависимости от того, какой газ вы выберете, сжиженный или сжатый. Популярнее более доступный на заправке природный газ – метан. Правда, здоровенный баллон с давлением свыше 200 атмосфер занимает немало места. Распространенные в Узбекистане малыши вроде Matiz или Spark после перехода на метан вовсе лишаются багажника, а в машинах крупнее, например седанах Lacetti или Cobalt, пространства остается на один хороший чемодан.