Полный вперед, «Политрук Бочаров»!
Ностальгия — штука такая… Нахлынут воспоминания — и вот уже все готов отдать, только бы на минуту вернуться в прошлое. А если память тянет в детство, то вообще пиши пропало: прижмет посильнее неразделенной любви. Чем тут поможешь? Разве что милыми сердцу вещами, свидетелями дней минувших, что нет-нет да успокоят разбередившуюся душу…
Еще с университетских времен я знаю семью, которая собрала в питерской квартире коллекцию предметов советской эпохи в надежде подарить светлые воспоминая своим детям. А осенью на выставке SPIBS 2022 я познакомился с Сергеем и Юлей Бочаровыми; они пошли еще дальше и восстановили пароходик из 1950‑х годов. «Политрук Бочаров» очаровал меня с первых минут, и теперь мимолетная влюбленность лишь окрепла, ведь приплыл он оттуда, где, кажется, безраздельно царило счастье…
«История этого парохода выходит из детства, — начинает рассказывать Сергей, едва мы оказываемся в салоне. — Мои самые яркие воспоминания связаны с летними поездками к бабушке с дедушкой в Запорожье. Там, в череде однообразных пляжных дней, меня иногда брали в порт, чтобы прокатить на таком вот теплоходике. Помню, как в утренних сумерках он стоял у причала под огнями, я поднимался на борт, знакомился с капитаном и командой; со мной тепло здоровались, брали на руки…»
После войны на Севастопольском морском заводе имени Серго Орджоникидзе по проекту ЦКБ 51 на скорую руку выпустили серию из 13 морских пассажирских катеров прибрежного плавания. Изначально они служили в городе в качестве морских трамвайчиков, развозили людей по соседним бухтам. По словам Сергея Бочарова, ни о каком комфорте на борту тогда речи не шло: пассажиры ютились на деревянных лавках, вместо дверей было брезентовое полотно, рубка сколочена из дерева, а открытое машинное отделение просто огорожено по периметру. Примерно с 1962 года катера начали списывать, и 11‑му корпусу c регистрационным номером 2850 повезло: Черноморское пароходство переоборудовало его под буксир топливной баржи. Много позже дедушка Сергея, тогда секретарь райкома партии, выкупил его вместе с другим таким судном для запорожских коксохимического и метизного заводов, чтобы возить рабочих на базы отдыха, поскольку построить что-то с нуля тогда было невозможно.