Лабиринт: запутанная история
Культура одержима лабиринтами. Архетипичный, но при этом изменчивый образ появляется среди доисторических петроглифов и в инсталляциях современных художников. «Вокруг света» исследует историю лабиринта
Лабиринт как ритуал
Согласно древнегреческому мифу, лабиринт выстроил для критского царя Миноса хитроумный мастер Дедал. Дворец, куда легко было войти, но откуда было почти невозможно выйти, стал тюрьмой для Минотавра – чудовища с головой быка – и тех несчастных, которых отправляли ему на растерзание. Сын афинского царя Тесей добровольно отплыл на Крит с группой молодежи, посланной туда в качестве дани. Тесей вошел в лабиринт, убил Минотавра и нашел путь назад, поскольку заблаговременно закрепил у входа нить, которую ему дала влюбленная Ариадна, дочь Миноса. Возможно, легенду породили вереницы комнат и запутанные коридоры реально существовавшего дворца критских царей в Кноссе – по крайней мере, так предположили археологи, откопавшие его в начале XX века. Так или иначе, но архетипичный образ лабиринта в Античном мире ассоциировался с Критом.
Древнегреческие авторы также писали, что критский лабиринт был построен по образцу египетского, который «отец истории» Геродот характеризовал как некое архитектурное чудо «выше всякого описания» и за который, вероятно, принимали запутанные переходы в заупокойном храме фараона Аменемхета III, жившего в XIX веке до н. э. Мотив лабиринта встречается в наскальных изображениях последнего периода каменного века – эпохи неолита (приблизительно с 10 тысячелетия до н. э. по 3-е, в зависимости от региона) – в частности, в Галисии. Старейшим бесспорно датированным изображением лабиринта считается рисунок на керамической табличке из Пилоса, Греция, сделанный около 1200 года до н. э. В дальнейшем изображения лабиринтов на камнях и черепках, похожие на те, что чеканились на критских монетах, встречаются от Британских островов до Северной Африки.