Десять лет на гарях и болотах
Ну, как?.. Вот и сам иногда задаёшься вопросом: как можно год за годом ездить в одни и те же места? Те же, до метров и сантиметров! Неужели интересно искать травинки? Неужели не скучно? И отвечаешь себе всегда: немыслимо интересно! и вовсе не скучно!
2010 год запомнился мне сильнее других. Дивные поездки по Уралу и Приуралью, первый опыт ведения практики у студентов и главное — жара, пожары. В августе, помнится, перебрасывались с друзьями в заповеднике эсэмэсками:
— Как у вас?
— Горит в 5 км.
Через пару дней:
— Горит на границе…
Ещё через день:
— Метров 800 уже в глубь территории…
Страшные лесные пожары, охватившие летом 2010 года многие участки в лесном Заволжье — в Нижегородской области, Республике Марий Эл — день за днём подбирались к Керженскому заповеднику.
С 22 июня почти до самого конца лета установилась жара. В июле в заповеднике и соседних районах возникали пожары разной силы, которые удавалось локализовать. Но 10 августа пожар достиг границы заповедника, и если бы не самоотверженный — нет, героический! — труд его сотрудников и всех, кто помогал справиться с огнём, то заповедник сгорел бы полностью (подобное в этих местах случалось, о чём ниже). К 29 августа пожар ликвидировали. Но огнём была в той или иной степени охвачена примерно половина заповедной территории. И что же теперь? Какой же это заповедник, если половина его — гарь?
Как ни парадоксально прозвучит, но пожар сделал Керженский заповедник истинной «лабораторией» природы. И это не шаблонная фраза, а едва ли не лучшая его характеристика. Чтобы понять причины происходящего, заглянем в прошлое. Причём в весьма отдалённое, лет на 150 назад.