Новая реальность российской химии
При комплексной господдержке химическая промышленность России сможет обеспечить работу практически всех отраслей народного хозяйства и стать одним из драйверов достижения технологического суверенитета, считают эксперты.
Без развития химии промышленный рывок невозможен — в этом уверены и аналитики, и государство. В пуле проектов по критическим направлениям импортозамещения до 2030 года наибольшую долю (33%) занимает химпром. Поэтому в ближайшие годы стране предстоит активно развивать внутренний рынок химической продукции и менять подходы к управлению отраслью, уверена первый вице-президент Российского союза химиков (РСХ) Мария Иванова.
Отрицательный рост
Последние 12 лет химическая промышленность в России демонстрировала интенсивный рост — по итогам 2021 года он составил 6%. Аналогичные показатели Минэкономразвития РФ ожидало увидеть и в 2022 году. Но ситуация в мире и стране резко изменилась, и впервые с 2009 года химпром показал отрицательную динамику. По данным Росстата, за девять месяцев текущего года производство химических веществ и продуктов сократилось на 3,2%. «Просели» такие отрасли, как производство аммиака (-14%), минеральных удобрений (-10%), пластмасс в первичных формах (-6,5%), химических волокон (-8,3%), синтетических каучуков (-9%), лакокрасочных материалов (-6%).
На снижение объемов в химической отрасли повлияло и падение экспорта и спроса внутри страны. Первый фактор, в частности, стал причиной сокращения выпуска продукции крупными производителями метанола. Похожая ситуация сложилась с производством удобрений: несмотря на то что выпуск востребованных в России азотных и фосфорных удобрений вырос на 4,2 и 2% соответственно, динамику по отрасли Росстат все равно фиксирует как отрицательную. «Это происходит за счет падения производства хлористого калия, который в основном направлялся на экспорт», — поясняют в Российской ассоциации производителей удобрений.
За восемь месяцев 2022 года экспорт продукции химпрома из России сократился на 25% — цифра была озвучена 1 ноября в рамках X Московского международного химического форума. К концу года данный процент, вероятнее всего, вырастет — восьмой пакет санкций Евросоюза запретил ввозить из России в ЕС целый ряд продуктов нефтехимии.
Падение спроса внутри страны отмечается в тех отраслях химпрома, чьи потребители сегодня испытывают проблемы с выпуском продукции. «Производство автомобилей, в котором используется около 40 тыс. т пластмасс в год, по итогам девяти месяцев рухнуло почти на 76%»,— приводит пример генеральный директор Союза переработчиков пластмасс Петр Базунов. По цепочке это негативно отразилось на всех, кто обеспечивает автопром пластмассами, добавляет эксперт. По сообщению директора ассоциации «Центрлак» Геннадия Аверьянова, среди российских производителей лакокрасочных материалов сегодня есть предприятия, которые загружены на 90%, но есть и те, что работают на 30% от мощности. При этом оба эксперта уверены: выпуск продукции можно нарастить — определяющим фактором остается наличие заказов на разработку и замещение продуктов.
Развитие внутреннего рынка химической продукции — стратегически важная задача, считает Мария Иванова: «Это не самоцель: без химических технологий невозможно создать передовой высокотехнологичный сектор российской экономики».
Причины торможения
Проблем в отечественной химической отрасли много. На поверхности — критическое отставание в развитии базы химического машиностроения и провал программ импортозамещения, в частности в малой среднетоннажной химии (МСТХ). «В некоторых потребительских сегментах Россия закупает за рубежом до 90% высокотехнологичной продукции МСТХ», — говорит генеральный директор ассоциации «Росхимреактив» Ирина Вендило. По ее словам, страна серьезным образом зависит от импорта по многим направлениям: фармацевтические субстанции, присадки, стабилизаторы, катализаторы, что не может не сказываться на работе целого кластера подотраслей.
Отсутствие необходимых добавок сильнее всего бьет по нефтехимии.
Например, в производстве промышленных лакокрасочных материалов доля импортного сырья может доходить до 70% в зависимости от ассортимента, отмечает Геннадий Аверьянов. Для производства базовых полимеров и переработки пластмасс от 30 до 70% компонентов тонкой химии ввозится из-за рубежа — такие цифры приводит Петр Базунов. Эксперты рассказывают, что сегодня в зависимых от импорта малотоннажной химии отраслях идет сложный переход на аналоги сырья из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Процесс не быстрый, но тенденции положительные», — замечает Геннадий Аверьянов.
При этом в долгосрочной перспективе поиск альтернативных поставщиков не является панацеей, уверена Ирина Вендило. «В случае переориентации потоков импорта с западных на восточные проблема не будет решена полностью, Россия по-прежнему будет зависеть от внешней конъюнктуры», — говорит эксперт. По ее мнению, необходимо развивать собственные производства, тем более в стране есть предприятия, специализирующиеся на производстве МСТХ.
Острая необходимость в развитии собственных мощностей существует и в химическом машиностроении. «Успешные практики импортозамещения в России есть, их необходимо масштабировать и развивать по кластерному принципу», — считает Петр Базунов. С ним соглашается Мария Иванова: она уверена, что инструменты кластерного развития помогут нарастить промышленный потенциал отрасли в целом.
Путь наверх
К новым внешне- и внутриэкономическим условиям российского химпрома адаптируются по-разному. Производители удобрений, по словам представителя РАПУ, оперативно перестроились на выпуск необходимой для альтернативных рынков продукции. «Уже к середине октября предприятия отрасли на 100% обеспечили потребность российского АПК в минеральных удобрениях на 2022 год и начали поставки в ряд регионов под посевную кампанию 2023 года», — говорит глава РАПУ Андрей Гурьев.
В лакокрасочной отрасли и переработке пластмасс процессы идут намного сложнее. «Наши рынки завоевывает Китай за счет более низких цен по всей цепочке переделов. И если переработка полимеров не станет драйвером развития нефте- и газохимпрома в РФ, этот вид промышленности «улетит в тартарары», — констатирует Петр Базунов. Схожие проблемы озвучивает и Геннадий Аверьянов: «Категорически неправильно, когда из-за пошлин себестоимость производства в России выше, чем за рубежом. В отрасли необходимо менять тарифное регулирование». Давно назрел и вопрос пересмотра критериев, по которым импортный продукт получает статус российского. Сегодня доходит до абсурда: действующие критерии позволяют присваивать данный статус продукции, 98% добавочной стоимости которой создано за рубежом, делится Геннадий Аверьянов.
Отечественный химпром может самостоятельно давать адекватные ответы на большинство вызовов текущего дня, замещая зарубежные продукты, при поддержке государства. «Сегодня на госуровне, безусловно, принимаются решения по устранению конкретных недостатков и поддержке химической отрасли. Но мы считаем, что нужна разработка полноценной комплексной программы химизации экономики», — говорит Мария Иванова. Для решения оперативных вопросов внутри программы РСХ предлагает создание временных структур на основе прорывных технологий по линии «наука — проект — производство».
В союзе уверены, что именно такой подход поможет преодолеть разобщенность управления химкомплексом, сформировать гибкие экономические механизмы и побудительные мотивы для бизнеса в решении текущих и перспективных задач.
«Все, кто сегодня занят саморекламой на локализации, лукавят»
Михаил Кацевман, директор по науке и развитию НПП «Полипластик»
Инженерные и конструкционные пластмассы (полимерные термопластичные компаунды) — одна из важнейших составляющих в реализации инфраструктурных проектов, производстве автомобилей, крупной бытовой техники, электротехники, кабелей и т.д. Начиная со второго квартала 2022 года значительная часть этих отраслей испытывала сложности, объемы производства падали на 40–60%. Это повлекло за собой снижение спроса и на продукцию производителей компаундов. С апреля к проблемам добавились санкции Евросоюза — они привели к удорожанию, осложнили логистику, создали дефицит малотоннажной химии, с применением которой реализовывались многие рецептурные решения.
К началу осени с большинством негативных последствий удалось справиться. Были перестроены логистические цепочки, найдена замена 90% подсанкционных компонентов. Потребители частично запустили производства или увеличили их объемы.
Главным трендом стала локализация: спрос на отечественные решения на основе российских базовых материалов вырос в разы. НПП «Полипластик» активно занимается замещением зарубежных марок для различных отраслей промышленности, разрабатывая материалы на основе полибутилентерефталата, полиформальдегида, полиамида 66 и ABС/ПК-сплавов. Последние стали прорывом на рынке — это материалы общетехнического назначения для использования одновременно в нескольких отраслях и заменяющие несколько зарубежных марок. Отмечу: ранее до 90% компаундов на основе АБС/ПК ввозились из-за границы.
Но нельзя говорить только об успехах. Все, кто сегодня занят саморекламой на локализации, откровенно лукавят. В отрасли не до конца решены вопросы сырьевого обеспечения, логистики. Необходимо создание новых партнерских отношений с компаниями из дружественных стран.
Сложности все еще есть. Но они будут преодолены.
Фото: РИА Новости