Предыстория появления «художеств» в Петербургской Академии художеств и наук
Наука, согласно Аристотелю, как и философия, появилась из удивления и осознания того, что тайны природы можно раскрыть с помощью некоего метода. Захватившее первого человека, любовавшегося бездонным звездным небом, волнение и восхищение не оставило его больше никогда. Любопытство и интерес сменились жгучим желанием познать тайны природы, силы мира, его высшую сущность, его смыслы: смысл жизни, бога, вселенной и места человека в ней, первооснов природы. Появившись однажды в жизни людей, эта страсть познания захватывает человека, все больше вовлекая его в свою динамику, приведшую нас туда, где мы есть.
Речь о вещах, которым уже тысячи лет, могла бы показаться не особенно оригинальной. Ведь это очевидно всем: естественное присутствие «художеств» в Петербургской Академии художеств и наук, учрежденной 27 января 1724 года. «Позвольте, – возразит осведомленный читатель, – "науки" – да, но при чем здесь "художества"? Это просто какое-то "Средневековье", "марксизм", причуды царя-ремесленника, его узкий практицизм и утилитаризм!» Смею вас заверить, это не только причуды Петра. Русский царь не был одинок в своем пристрастии к ремеслам, в том числе к токарному искусству, практиковавшемуся при всех европейских дворах: иметь токарный станок или токарную мастерскую являлось хорошим тоном для любого аристократа или короля. Среди венценосных предшественников Петра – французский король Людовик XIII (1601—1643), выучившийся многим ремеслам: токарному, столярному, каретному, литейному и кузнечному делу, литью пушек, починке оружия, плетению корзин, изготовлению сетей и клеток для птиц, книгопечатанию на ручном прессе, чеканке монет, запуску фейерверков и сочинению духов, был ко всему прочему неплохим кучером и прекрасным кулинаром.