Приключение глаза, и От зрения к видению
В Главной теме этого номера свойства, возможности и историю зрения – одного из пяти основополагающих человеческих чувств – обсуждают, как ни удивительно, не оптики, не физиологи, не врачи, но философы, теоретики и историки искусства в частности и культуры вообще. Предмет наших сегодняшних размышлений – путь от зрения до видения: он гораздо длиннее и сложнее, чем можно подумать. Но как такое возможно?
Вот и узнаем.
Обсудим приключения зрения в культуре, многообразные связи естественной человеческой способности видеть и умения видеть (это не одно и то же!) с особенностями тех культур, в которых эта способность и умение осуществляются, – надстройку культуры над естеством, продолжение и преломление его. Отношения между зрением и пониманием, зрением и воображением; то, как культура учит человека видеть, распределяет его внимание (а культурные привычки заставляют видеть определенным образом, отсекая иные возможности: каждому способу видеть всегда сопутствует некоторая слепота) – и как это отражается в изобразительных искусствах, но и не только в них.
Конечно, разговор об этом должен быть очень большим, теперь перед нами поневоле лишь фрагменты. Чтобы компенсировать эту фрагментарность, мы нарочно свели вместе для этого разговора людей со сложной специальностью – объединяющих в себе все названные профессиональные позиции, все соответствующие типы профессионального взгляда и обладающих, таким образом, объемным видением своего предмета. Соавторы сразу двух статей сегодняшней темы номера, философ, литературовед, искусствовед, культуролог, переводчик, арт-куратор Александр Марков и философ, теоретик искусства Оксана Штайн, представят нам историю европейского видения с двух разных ракурсов: во‑первых, общим планом – то, какими смыслами наделялось зрение в европейской мысли; во‑вторых, крупным планом – одну-единственную, зато решающую точку перелома в этой истории: оптическую революцию, совершённую одним голландским живописцем эпохи Северного Возрождения – Яном ван Эйком (ок. 1385 или 1390—1441). Третий участник обсуждения, культуролог, историк искусства Владислав Дегтярёв, покажет исторические метаморфозы зрения на примерах одной культурной эпохи – времени ар деко.