Манежная площадь
Автомобильные выставки в дореволюционной России
Даже у вполне привычных и понятных слов иногда бывают очень витиеватые определения. Например, слово «выставка». Международное бюро выставок объясняет его значение такой фразой: «Показ какого бы ни было его наименования, путем представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности».
Вряд ли такую словесную конструкцию можно применить, скажем, к выставке картин, а вот к автомобилям – вполне. Тут налицо и удовлетворение потребностей, и технический прогресс. Но куда лаконичнее было бы русское «на других посмотреть и себя показать». Потому что показывать такую диковинку, как только что изобретенный «самодвижущийся экипаж», лучше всего было именно на выставках. Так, первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе демонстрировался публике на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Впрочем, народ тогда «прогресс» не оценил, да и автомобилизация России на начальном этапе вообще затянулась.
На рубеже веков «самодвижущиеся экипажи» завозились в страну поштучно, что долгое время не позволяло сформироваться полноценной автомобильной индустрии. Так, в 1902 году в Россию ввезли всего 37 «моторов». В НьюЙорке, Берлине, Париже и Лондоне к тому моменту проходили уже полноценные автосалоны, собиравшие по несколько сотен участников, а в Петербурге все только начиналось. Первая в столице выставка с автомобилями даже не называлась автомобильной.