В присутствии повара
В конце лета мы с фондом V-A-C провели перформанс «В присутствии повара» в Московском музее современного искусства.
Он был организован в рамках III акта проекта «Генеральная репетиция», придуманного совместно с поэтом и писателем Марией Степановой. Она задалась вопросом: почему одни предметы оказываются в музее, а другим место на чердаке или в шкафу?
На целый вечер я стал медиатором проекта, поговорил с посетителями о восприятии современного искусства и предложил попробовать перейти на язык, которым сам владею свободно. Каждый гость принес с собой продукт, вызывающий у него ассоциации с поваром Мухиным, и рассказал о своем выборе. Вместе мы собрали новые коллекции вкусов из всего, что оказалось на нашем столе, а затем приготовили ужин.
Не нужно быть шеф-поваром, чтобы получать удовольствие от еды. Точно так же не обязательно быть искусствоведом, чтобы говорить о современном искусстве. Я предлагаю оглянуться вокруг себя, глубоко вдохнуть, отказаться от рецептов, теорий, правил и просто жить, с любопытством наблюдая действительность.
Если говорить не только о внешнем виде блюд, но и о гастрономии в целом, то она становится искусством. Раньше мы воспринимали еду как топливо для мышц, энергию для тяжелой физической работы, а сейчас она превратилась в первую очередь в топливо для мозга. Порции должны быть небольшими, еда — лаконичной, но в то же время необычной, с интересными сочетаниями ингредиентов в тарелке. Молодые и не очень повара меня часто спрашивают: когда блюдо закончено внешне? Я всегда отвечаю: блюдо закончено внешне тогда, когда оно закончено по вкусу.
В одном из залов на выставке висели картины наизнанку, они меня особенно зацепили. Это прямая связь с едой — когда вы приходите в ресторан, берете меню и делаете заказ, вы тоже обычно не видите, что происходит за кадром.