Дворянское гнездо: как был устроен быт во французской провинции времен Людовика XIII
Столичная суета затягивает. Парижский быт в эпоху трех мушкетеров легко себе представить по романам Дюма — не то что периферию. Между тем тихой жизни дворянина в провинции порой завидовал сам Людовик XIII
Утро
Встав с постели, приводили себя в порядок в гардеробной комнате, примыкавшей к спальне. Там же находился специальный шкафчик с ночной вазой или даже целое ретирадное кресло. В качестве туалетной бумаги обычно использовали лоскуты ткани. Зубы чистили, как правило, тряпочкой, щепкой или губкой, растирая соль, душистые травы и даже измельченные раковины устриц, смешанные с белым вином.
Ванну принимали нечасто: считалось, что во время купания через поры в тело могла просочиться грязная вода и навредить здоровью. Обычно обтирались водой из таза. Затем облачались в одежду. В провинции, в отличие от столицы, обильный макияж и броские фасоны не приветствовались.
Ели обычно три раза в день. Помимо ножа и ложки стали пользоваться и вилкой, однако та приживалась медленно («Зачем нам маленькие вилы? Мы же не сено заготавливаем. И так в рот попадем», — возмущался в 1618 году английский писатель Николас Бретон).
День
Дворяне с удовольствием играли в шары (игра с мячом и битой, напоминающая крикет) и в кегли. Резались в карты, триктрак (разновидность нардов), шашки и шахматы.
Посетителей порой принимали в спальне, полулежа на кровати; иногда так вели дела, диктовали письма. В некоторых резиденциях помимо основной для этого была парадная спальня.
Если погода позволяла, дворянин объезжал владения или охотился. Последнее было прерогативой сословия: в лесах, принадлежавших феодалам, простолюдинам запрещалось добывать зверя. Страстным охотником был сам король; лангедокские гугеноты так и прозвали его — Луи Охотник.