Евгений Кочман: ориентация — Север
Основатель и CEO компании Imperial Yachts объясняет, откуда взялся тренд на экспедиционные суда, способные выдержать испытание российским севером, и как суперъяхты становятся экологичнее с каждым годом.
Вы уже более 20 лет занимаетесь яхтами. Как изменился этот рынок и ваши клиенты за эти годы?
Мир очень изменился за эти 20 лет, и наш бизнес вместе с ним. Во-первых, заказчик стал более требовательным, он точно знает, что ему нужно. Растет уровень сервиса, а соответственно, и количество членов экипажа на борту. Если сравните яхты, которые были построены 20 лет тому назад, и современные, то увидите абсолютно разную логистику помещений. Сейчас клиенты отдают большие площади на яхтах под спа-центры, спортивные залы, пляжные клубы, летние кухни и большее количество кают. За последние годы очень снизился уровень шумов и вибраций на яхтах.
Кто основные покупатели яхт сегодня?
Если мы говорим о яхтах длиной 100 м и более, то это заказчики из России, Украины и Казахстана, где за те же 20 лет судовладельцев стало гораздо больше. Также это покупатели из Америки и с Ближнего Востока. Активно развивается Азиатский регион, там уже совершаются сделки более чем за $100 млн, но пока на вторичном рынке. Как правило, клиенты из России, Украины и Казахстана, а также с Ближнего Востока самые требовательные, они всегда хотят самое лучшее за минимальные средства. Это очень прогрессивные, увлекающиеся, я бы даже сказал, уникальные покупатели, которые смогли заработать состояние в достаточно тяжелых реалиях за короткое время, если сравнить их с американцами или европейцами. Это гениальные люди, которые четко знают, чего они хотят.
И чего они хотят?