Майкл Фарадей: самоучка, первооткрыватель и гений саморазрушения
Как трудоголизм и преданность делу погубили великого физика
Судьба английского физика Майкла Фарадея — идеальная фабула как для отечественной воспитательной литературы, так и для голливудской экранизации. Выходец из низов, бедный и необразованный юноша благодаря самоотверженному труду и желанию учиться добивается признания и даже какого-никакого богатства — странно, что о нем не вышло поучительной книжки или трогательного фильма. Впрочем, кое-что подобное все-таки было.
В 1936 году в недавно (на тот момент) возрожденной серии «Жизнь замечательных людей» был опубликован небольшой томик «Фарадей» за авторством Моисея Радовского. Советский историк науки и техники панибратски называл британского ученого Михаилом, представителем «обнищавших народных масс», каких в Европе во времена разорительных Наполеоновских войн оказалось великое множество. Автор всячески подчеркивал, что на протяжении всей жизни знаменитый физик чувствовал свою связь с крестьянскими корнями: ценил труд других людей и безвозмездно читал публичные лекции, объясняя необразованным слушателям сложные природные явления.
Иной акцент выбрали создатели сериала «Космос: Пространство и время», вышедшего в 2014 году. Их мультипликационный Майкл Фарадей — человек, одержимый страстью к познанию, дотошный и терпеливый. И при этом, что называется, «пробивной»: не без труда и не с первой попытки он напрашивается в помощники к ученому-химику Гемфри Дэви. И хотя коллеги советовали Дэви принять дерзкого юнца на работу в качестве посудомойки, исследователь, член Лондонского королевского общества, отвел 22-летнему Майклу действительно ответственную роль: помогать лекторам и профессорам готовить их выступления.