1953‑1954: Дайте советский мотоцикл!
После четверти века развития советского мотопрома пришлось признать: самостоятельных конструкций за это время он так и не создал
В официальной советской печати могли сколько угодно превозносить отменные качества советских мотоциклов, но специалисты отлично понимали истинное положение дел. Моментом истины стала проведённая в марте 1954 года конференция конструкторов мотоциклетной промышленности СССР. В её дебатах приняли участие специалисты заводов-смежников, профильных министерств и ведомств, а также представители потребителей и спортсменов — общим числом 92 человека.
Основной доклад делал начальник конструкторского отдела ЦКБ Святослав Юрьевич Иваницкий. Отметив, что «за всё послевоенное время ни один завод не создал ни одной новой промышленной модели мотоцикла», и указав на непростительное отставание технического уровня выпускаемых моделей (так, литровая мощность двигателя М72 равнялась 29,5 л.с./ л, а у современного BMW — 43 л.с./ л, Triumph — 52,5 л.с./ л), он развернул блистательные перспективы выхода из этой плачевной ситуации: предложил в ближайшие пять лет спроектировать и поставить на серийное производство 15 новых моделей дорожных мотоциклов и семь спортивных.
Разработанный в ЦКБ типаж предусматривал выпуск мотоциклов: 125, 250 и 350 см³ с двухтактными моторами, 350, 500 и 750 см³ с четырёхтактными, причём практически все категории в двух вариантах — дорожного и спортивного типа; плюс специальный 750‑кубовый мотоцикл высокой проходимости (секретомания доходила до того, что даже на столь представительной конференции его не называли армейским), плюс мотоход (такой термин в те годы использовался для мотороллера). Должны были выпускать всё это великолепие аж восемь специализированных заводов, в том числе «опытный завод по производству гоночных мотоциклов, а также опытных образцов новых дорожных мотоциклов».