История развития морских беспилотников. Часть 2
Первую часть статьи читайте в выпуске №8/2024.
В послевоенные годы благодаря бурному развитию электроники и созданию новых конструкционных материалов, требованиям «холодной» войны и подводной нефте- и газодобычи, а также научных исследований глубин океанов и морей появилась возможность и потребность в создании беспилотных подводных аппаратов. Первое автономное подводное судно было разработано Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета в 1957 году.
Стали применяться два их вида: телеуправляемые (ТНПА или ROV), управление которыми производится с поста управления сигналами, передаваемыми с помощью электрических, электроннооптических кабелей, или гидроакустических систем; автономные, действующие по предварительно заданной программе. Аппараты могут снабжаться телекамерами и акустической аппаратурой, способной выдавать изображение в режиме реального времени, различными датчиками и манипуляторами для выполнения подводных работ. В какой-то мере к подводным беспилотникам можно отнести также самонаводящиеся торпеды и самотраспортирующиеся морские мины.
Основные направления использования подводных беспилотных аппаратов:
1. Противоминная борьба.
2. Поиск и подъем подводных объектов (затонувших кораблей, судов, предметов и т.п.), археологические работы.
3. Подводная диверсионная, включая постановку подводных минных заграждений, и противодиверсионная деятельность.
4. Строительство, обследование и ремонт морских нефте- и газодобывающих сооружений, подводных трубопроводов и кабелей.