Премудрость букв
Чтобы прочесть средневековый текст на латыни или на церковнославянском, мало знать язык; если не иметь представления об особых, порой весьма неожиданных правилах, которые бытовали у переписчиков, это будет настоящая тайнопись. В которой ошибся даже Умберто Эко.
«Варварское» письмо
«Готический» применительно к самому узнаваемому и популярному средневековому шрифту изначально было уничижительным прозвищем. Так его «заклеймили» итальянские гуманисты XV века, по названию германского племени готов, чью дикость они противопоставляли утонченной греко-римской культуре. Если первоначальные формы начертания букв этого стиля были близки к квадрату, то новые пропорции, свойственные готическому письму, сделали возможной его характерную черту – контраст резко выраженных жирных и очень тонких, «волосяных», штрихов. Все эти ухищрения позволили значительно увеличить плотность письма, заполняемость страницы, а потому – уменьшить расход писчего материала, который в те времена был дорог, а изготавливать его было трудно. Помогали экономить место и специфическая система сокращений, и специальные правила орфографии. Готические почерки в период расцвета (XIII–XV века) доминировали в Европе, а в XV столетии стали основным шрифтом и в появившихся тогда на Западе печатных книгах. Причем их издатели старались воспроизводить не только шрифт рукописей, но и правила их оформления. Все эти тонкости превращают чтение текста, созданного в Средневековье и раннее Новое время, в непростое занятие, для которого недостаточно знания алфавита и грамматики. Правилами создания таких «тайнописей» занимается палеография – дисциплина, изучающая исторически обусловленные особенности письма.