Агрономы с пропеллером
Считается, что главные драйверы технологического роста – города: именно там обычно появляются передовые технологии. Там мы ждали беспилотных автомобилей, автобусов и летающих такси. Однако, похоже, ждать придется еще долго. Зато на полях и над полями уже вовсю работают дроны. Агродроны.
Первым делом вертолеты
В 1990-х годах лидером в области радиоуправляемых вертолетов – недосягаемой мечты всех мальчишек – была Япония. Yamaha выпускала промышленную модель R-MAX, которая применялась в разных областях, от кино до воздушной разведки. Но самым большим и неожиданным рынком оказалось сельское хозяйство: небольшие размеры расположенных на склонах японских ферм делали традиционные колесные самоходные опрыскиватели неэффективными, а сельскохозяйственная авиация была слишком дорогой. И R-MAX с двухцилиндровым двигателем внутреннего сгорания стал неплохой альтернативой. Поначалу это была просто большая радиоуправляемая модель классической схемы с автоматом перекоса, которая могла перемещаться только в пределах прямой видимости оператора, но потом к аппарату добавили элементы автопилота, и дрон начал летать по проложенному маршруту. Цена на R-MAX стартовала со 100 тыс. долл., но он неплохо продавался: к 2014 году по всему миру использовалось 2600 вертолетов Yamaha, при этом только в Японии с их помощью ежегодно обрабатывалось 2,4 млн акров сельскохозяйственных угодий. Доля компании на рынке распыления химикатов на рисовых плантациях в Стране восходящего солнца достигала 42,5%; можно было увидеть R-MAX и в Южной Корее, США, Австралии, Новой Зеландии, Таиланде.
А потом пришли китайцы
Может быть, со временем мы увидели бы Yamaha и над нашими полями, но в 2015 году китайская компания DJI, прежде занимавшаяся производством мультикоптеров для аэросъемки, выпустила свой первый сельскохозяйственный беспилотник Agras MG-1. Он мог взять на борт 10 л химикатов, обрабатывал до 6 га за 10 минут в автоматическом режиме, а управлять им мог даже ребенок. При этом стоил «китаец» почти в 10 раз дешевле «японца». Это была победа нокаутом. В один день DJI стал законодателем мод в мире сельхоздронов. Agras MG-1 был сделан по схеме октокоптера с восемью электрическими бесколлекторными двигателями, которые позволяли развивать максимальную скорость 40 км/ч при автономном полете в 30 минут. Модель была максимально автоматизирована: в частности, расход реагентов зависел от скорости и высоты перемещения, что повышало эффективность. Дрон обладал способностью запоминать маршрут: если заканчивались реагенты или заряд аккумуляторов, то после дозаправки аппарат начинал работу с последней зарегистрированной точки. А складная конструкция позволяла легко разместить беспилотник в кузове пикапа. Сейчас DJI выпускает целую линейку БПЛА Agras: T10, T30, T40 и T50; каждый может взять на борт от 10 до 50 л химикатов. В 2023 году на одних только китайских полях работало 160 тыс. агродронов. А всего беспилотниками сегодня обрабатывается 220 млн га – пятая часть мировых посевных площадей. Большая часть аппаратов выпускается тремя китайскими производителями: DJI, XAG и Jtilep. Но с началом спецопе