Двойные экспрессы
В 2023–2024 годах на наших реках появились необычные суда – пассажирские катамараны. Причем не только дизельные, но и электрические. «Техинсайдер» поговорил с их разработчиками и эксплуатантами и выяснил, произошла ли революция в туристических водных перевозках.
Почему обновление речного флота решили начать именно с катамаранов? Почему не продолжили традицию строительства судов на подводных крыльях? Потому что катамараны имеют меньшую осадку, они устойчивее – и комфортнее для пассажиров. А еще многокорпусное судно позволяет запроектировать большую площадь палубы, да и сами корпуса можно сделать длиннее – это важно для скоростных судов, а они среди новых катамаранов тоже есть. В навигацию 2024 года по рекам страны ходили катамараны уже трех новых моделей, причем все они имеют длину около 32 м и рассчитаны на перевозку 130 человек. Впрочем, на этом сходство заканчивается. Заказчиками выступали две компании: «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», работающая в нескольких регионах, и петербургская «Нева Тревел».
Флот компании «ВодоходЪ» включает электрические катамараны проектов Looker 1100H ярославской судостроительной верфи «Паритет-Центр» и Ecocruiser петербургской верфи Emperium. У «Нева Тревел» – дизельные скоростные катамараны проекта «Котлин», спроектированные при активном участии заказчика компанией «Форсс Технологии». Скоро в Кронштадте должны появиться и прогулочно-экскурсионные «Соммерсы», но пока ни один из них еще не сдан в эксплуатацию.
Александр Грек, главный редактор журнала «ТехИнсайдер»:
Сотни лет реки были главными транспортными артериями нашей страны. Но по ряду причин за 30 лет существования новой России и грузовые, и пассажирские перевозки по рекам снизились почти в 10 раз. Например, речной транспорт в 1980 году перевез 103 млн пассажиров, а в 2014-м – только 12,7 млн.