Навигация по прутикам и верёвочкам
Маршалловы острова — группа из множества коралловых атоллов и небольших островов, площадь самого крупного из которых, Кваджалейн, составляет 16,4 км2. Население порядка 57 тыс. человек.
Ещё в 1862 году некий миссионер, распространявший христианство среди населения островов, сообщил в английском журнале для моряков, что «местные жители умеют создавать примитивные карты, с помощью которых они сохраняют и передают знания о расположении разных островков и расстоянии до них. Эти карты состоят из тонких прутиков, прямых или изогнутых, которыми изображаются различные течения и волны, а острова обозначены точками скрещения прутиков». Как показали дальнейшие исследования, миссионер кое-что упустил. Например, острова на этих «картах» часто обозначаются не только скрещением прутиков, но и прикреплёнными к ним мелкими ракушками. Детальнее изучил это средство навигации один немецкий капитан в конце XIX века. Он сумел уговорить островитян на подробные объяснения.
Как возник такой метод ориентирования в море? Обитатели архипелага стояли перед сложной проблемой: надо было научиться находить путь в безбрежном океане от одного мелкого клочка суши до другого, почти неразличимого издали, особенно в ненастную погоду. Туземцы, около трёх тысячелетий назад на каноэ приплывшие на этот архипелаг из Юго-Восточной Азии, нашли оригинальный выход. Они стали составлять карты не расположения островков, а направления морских волн и течений в этом районе. Изогнутые прутики изображают отклонение волн, натыкающихся на островок, короткие прямые — течения около островов, а более длинные указывают, в каком направлении лежит ближайший остров. Существовали отдельные карты разных районов для местных плаваний и всего архипелага для дальних. Причём карты не предназначались для использования в море во время плавания, их надо было изучить заранее, в море их даже не брали. Этой своеобразной картографии учили сыновей местной знати, а не всех островитян. В плавания обычно отправлялись целые флотилии не менее чем из 15 больших и малых каноэ, часто — с боковыми поплавками для устойчивости. Путь знал только предводитель, хорошо изучивший карту на берегу и плывший впереди всех на самом крупном судне. Каждый опытный навигатор составлял эти схемы на свой манер и затем объяснял их своим молодым сыновьям, начинающим мореходам. Так что выходцам из другой семьи карта была бесполезной.