Необычные карты, которые делают аборигены Маршалловых островов

Наука и жизньMadaniyat

Навигация по прутикам и верёвочкам

Юрий Фролов

Карта из коллекции Музея антропологии Калифорнийского университета, США. Прутики перевязаны растительным волокном, острова изображаются раковинами каури. Фото: Cullen328/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0

Маршалловы острова — группа из множества коралловых атоллов и небольших островов, площадь самого крупного из которых, Кваджалейн, составляет 16,4 км2. Население порядка 57 тыс. человек.

Ещё в 1862 году некий миссионер, распространявший христианство среди населения островов, сообщил в английском журнале для моряков, что «местные жители умеют создавать примитивные карты, с помощью которых они сохраняют и передают знания о расположении разных островков и расстоянии до них. Эти карты состоят из тонких прутиков, прямых или изогнутых, которыми изображаются различные течения и волны, а острова обозначены точками скрещения прутиков». Как показали дальнейшие исследования, миссионер кое-что упустил. Например, острова на этих «картах» часто обозначаются не только скрещением прутиков, но и прикреплёнными к ним мелкими ракушками. Детальнее изучил это средство навигации один немецкий капитан в конце XIX века. Он сумел уговорить островитян на подробные объяснения.

Как возник такой метод ориентирования в море? Обитатели архипелага стояли перед сложной проблемой: надо было научиться находить путь в безбрежном океане от одного мелкого клочка суши до другого, почти неразличимого издали, особенно в ненастную погоду. Туземцы, около трёх тысячелетий назад на каноэ приплывшие на этот архипелаг из Юго-Восточной Азии, нашли оригинальный выход. Они стали составлять карты не расположения островков, а направления морских волн и течений в этом районе. Изогнутые прутики изображают отклонение волн, натыкающихся на островок, короткие прямые — течения около островов, а более длинные указывают, в каком направлении лежит ближайший остров. Существовали отдельные карты разных районов для местных плаваний и всего архипелага для дальних. Причём карты не предназначались для использования в море во время плавания, их надо было изучить заранее, в море их даже не брали. Этой своеобразной картографии учили сыновей местной знати, а не всех островитян. В плавания обычно отправлялись целые флотилии не менее чем из 15 больших и малых каноэ, часто — с боковыми поплавками для устойчивости. Путь знал только предводитель, хорошо изучивший карту на берегу и плывший впереди всех на самом крупном судне. Каждый опытный навигатор составлял эти схемы на свой манер и затем объяснял их своим молодым сыновьям, начинающим мореходам. Так что выходцам из другой семьи карта была бесполезной.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Открыть в приложении