Цветущая сложность в эпоху тотальной медиатизации: говорят физики
«Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря массмедиа» — этот тезис классика социологии Никласа Лумана применим к нынешним ученым-естественникам не в меньшей мере, чем к политикам и шоуменам. О том, как реагируют на вызовы тотальной медиатизации сами ученые, чем отличается государственная политика в наши дни от времен советского «Просвещения», какой образ физика формируется в медиа и какие стратегии медийной самопрезентации используют ведущие естественно-научные вузы страны, мы поговорили с проректором МФТИ по научной работе, кандидатом физико-математических наук Виталием Баганом.
Ученый и медиа Современный человек не только живет в медийном зазеркалье и говорит, как персонаж фильма «Кин-дза-дза», на языках, продолжения которых не знает, но и переживает кризис антропологической модели: человек, по крылатому слову Мишеля Фуко, рискует «исчезнуть, как исчезает лицо, начертанное на морском песке». Древняя идея всесторонне развитой личности, ренессансного человека, развившего в себе все природные задатки и в равной мере способного проектировать космические корабли и писать симфонии, пала под натиском рыночного императива жесткой профессиональной специализации и затем дисперсии уже внутри научных дисциплин. На место «всесторонне развитой личности» пришла междисциплинарность — поиск точек соприкосновения высоко специализированных профессионалов; а на месте ученого-демиурга и покорителя природы утвердился высокооплачиваемый спец, популяризатор, виртуоз-инфотейнер. «Ъ-Наука» открывает серию интервью с представителями основных негуманитарных дисциплин — физиками, математиками, биологами, программистами, медиками,— чтобы узнать, какой они видят гуманитарную сторону собственной личности, какой они хотели бы видеть антропологическую модель студентов, какой должна быть роль государства и других социальных акторов в том, чтобы не допустить «профессионального идиотизма» негуманитарных специалистов, и, наконец, каким они представляют себе собственный публичный образ в эпоху тотальной медиатизации.