Построение коммунизма
В КНР с размахом отпраздновали столетие правящей Коммунистической партии. Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин выступил с приветственной речью, тут же получившей в китайских медиа название «исторической».
Столетний юбилей — повод вспомнить не только о великих победах, но и о трагических неудачах, чтобы объективно оценить путь, пройденный китайской Компартией.
«Мы совершили исторический переход от высокоцентрализованной системы плановой экономики к жизнеспособной системе социалистической рыночной экономики, от частичной либо полной замкнутости к всеобъемлющей открытости. Мы достигли исторического прорыва, покончив с относительной отсталостью развития производительных сил, вышли на второе место в мире по общему объему экономики. Мы осуществили исторический скачок, преодолев дефицит одежды и продовольствия в народной жизни» (Си Цзиньпин)
Формирование партии
Вряд ли кто-нибудь из 58 человек, объединившихся в июле 1921 года в китайскую Компартию, предполагал, что КПК установит диктатуру над почти полумиллиардом китайских граждан всего лишь через двадцать восемь лет (в 1949 году). Слишком сложной была задача: гораздо труднее, чем та, что стояла перед их учителями-большевиками, взявшими власть в России уже через четырнадцать лет после образования своей партии.
Китай, был, казалось, беспросветно отсталой страной — гораздо более неразвитой в социально-экономическом отношении, чем Россия. В его экономике сосуществовали все известные истории хозяйственные уклады, а почти поголовно безграмотное население оставалось скованным клановыми представлениями о жизни так же, как три тысячи лет назад. Более того, в отличие от России, Китай находился в полуколониальной зависимости от мирового империализма, да к тому же был политически раздроблен: власть на местах принадлежала олигархам-милитаристам, ведшим между собой гражданские войны. Китайским коммунистам надо было победить и империалистов, и милитаристов, и землевладельцев, и патриархальную знать, и национальную буржуазию. Как же им это удалось?