Колонка главного редактора
Развлечение и выживание
Глобальный рынок программного обеспечения впервые стал больше глобального рынка вооружений в 2000 году: за следующие 15 лет рынок софта вырос примерно в 20 раз, а рынок оружия остался почти таким же. Эти цифры озвучивал генеральный директор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян на презентации Национальной технологической инициативы (НТИ) в 2015 году.
Комплекс программ и проектов под общим брендом НТИ — попытка России бежать вровень с развитыми мировыми экономиками, чтобы не пытаться догнать их потом, безнадежно отстав. Если нет устоявшихся глобальных рынков автономных средств транспорта, нейроассистентов или искусственного разума, российские компании должны не ждать, когда они появятся, а деятельно участвовать в их создании — в этом главная идея инициативы. На первом этапе были отобраны девять подобных рынков, каждый из которых в 2035 году должен стоить не меньше $100 млрд, и в каждом из которых у нашей страны должна быть своя доля (подробнее читайте материал «Альтернативная экономика России», с. 50).
Один из озвученных постулатов НТИ — ориентированность новых рынков на людей как конечных потребителей, безусловный приоритет b2c над b2b. И это еще одна революционная для нашей страны идея. Когда в этом году мы решили отказаться от составления очередного рейтинга технологических компаний в пользу рейтинга потребительских технологических продуктов, то столкнулись со множеством разных трудностей. Пожалуй, главная из них — рейтинговать почти нечего. Это не странно: в России есть уникальные технологии, но разрабатывались они скорее для человека, который бьется с врагом, покоряет пространство, преодолевает опасности. А не для человека, который просто сидит дома и пользуется смартфоном — российские технологии для выживания, а не для развлечения.
У самих людей на этот счет другое мнение, и победитель ренкинга «российских технологий для людей» — лишнее тому доказательство. Есть большая ирония в том, что для выживания в новой технологической революции, которая разворачивается сейчас, России надо выпускать развлекательные продукты, услуги и сервисы. И есть люди, которые умеют это делать: злой парадокс в том, что им больше приходится думать о выживании. Несмотря на все озвученные планы, страна к ним не особенно дружелюбна, а раз так, то заниматься покорением новых глобальных рынков лучше из какой-нибудь другой страны.