Элементы / Одежда
Мода высоких технологий
Термин «носимые технологии» обычно применяют к гаджетам, но все чаще он подходит к одежде. К 2020 году мировой рынок одежды с применением носимых технологий достигнет $70 млрд, прогнозирует глава отдела технологий инкубатора Manufacture NY Аманда Паркс. Индустрию одежды вообще ждут революционные изменения — журнал РБК выбрал несколько самых интересных проектов
«Умная» одежда и чудо-ткани
Ralph Lauren тестирует продажи футболок PoloTech, разработанных совместно с американским производителем спортивной одежды OM. В ткань футболок на уровне нижних ребер внедрены серебряные нити и сенсор, с помощью которых отслеживаются биометрические параметры: частота дыхания и сердцебиения, уровень кислорода в организме, скорость движения. Футболки совместимы с iOS-устройствами.
Google и Levi’s в рамках проекта Project Jacquard в 2016 году выпустили «умную» джинсовую куртку для велосипедистов, в ткань вшиты микросенсоры, считывающие движения человека. Куртка распознает предустановленные жесты, соединяется по Bluetooth со смартфоном, умеет управлять плеером, отвечать на звонки и получать уведомления. На левом рукаве — миниатюрный съемный модуль Jacquard Tag, в нем размещены аккумулятор и электронные компоненты.
Проект компании Advanced Fabric Technologies индустрия ожидает уже около шести лет: все это время текстильный производитель дорабатывает пряжу HEI. Технология позволит производить ткани с инновационными свойствами — пряжа может обладать обеззараживающим эффектом, проводить электричество, менять температуру.
Профессор Клемсонского университета Марек Урбан создал прочный материал, который самостоятельно восстанавливает повреждения. Основа ткани — самый обычный синтетический полимер полиуретан, а «магическим» стало соединение оксетана и хизотана. Чтобы ткань начала восстанавливаться, на нее нужно направить концентрированный луч ультрафиолета.
Печать кроссовок
В разработке одежды проектирование и печать в 3D менее распространены, чем в производстве спортивной обуви. Первыми за технологию взялись гиганты рынка Nike и New Balance. Они напечатали подошвы для нескольких моделей кроссовок методом селективного лазерного спекания порошковых материалов. В будущем распространение технологии может привести к индустриальному сдвигу в сторону индивидуального производства, прогнозируют компании.
«Паучьи» технологии
Американская Bolt Threads и японская Spiber параллельно работают над созданием тканей из искусственного «паучьего шелка». Компаниям удалось синтезировать белки, встречающиеся в природе, и изобрести один из самых прочных в мире материалов, который может стать альтернативой кевлару. Помимо особой прочности ткань из «паучьего шелка» водостойка, мягка и более эластична, чем лайкра. Американцы в 2018 году выпустят линейку одежды для бренда Patagonia, а японская компания в 2015-м представила прототип куртки The Moon Parka для The North Face.
Моментальное производство
Цифровая печать на тканях изменит индустрию производства одежды, убежден управляющий директор компании World Textile Information Network Марк Джарвис. «Динамика рынка требует быстрой реакции и немедленного производства», — объясняет он. Принтеры для цифровой печати, произведенные по технологиям или с компонентами Epson, одновременно могут производить ткани с разными структурами и принтами. Они на 95% снижают количество воды, затрачиваемой при окрашивании, и на 75% — расход электроэнергии. Нужно лишь загрузить дизайн в программу. С этой технологией производство тканей, ранее доступное крупнейшим игрокам, открывается и малому бизнесу. Гиганты также экспериментируют с «цифрой»: такие вещи можно найти в сетях корпорации Inditex и в бутиках Louis Vuitton и Alexander McQueen.