Чего ждать автомобилистам от ценовой реформы в ОСАГО

РБКAvtomatik

«Для страховой компании женщина менее убыточный клиент, чем мужчина»

Чего ждать автомобилистам от ценовой реформы в ОСАГО и от нового закона о страховании жилья, меняется ли отношение к страхованию, РБК+ рассказала генеральный директор страховой компании «Согласие» Майя Тихонова

Рынок в этом году получил закон о добровольном страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций. Станет ли такой вид страховой защиты популярным среди населения?

— В том, как будет развиваться страхование жилья от ЧС, важную роль сыграют региональные администрации. Все зависит от того, как они будут разъяснять населению, что нужно страховаться. Конечно, важна и роль страховщиков в разъяснительной работе, но роль регионов первична. Есть опасность, что в регионах, где нет природных катаклизмов, люди не осознают, зачем нужно страховаться. В таком случае возникнет антиселекция — застраховаться захотят граждане, которые наиболее подвержены риску, и такая ситуация будет невыгодной ни для страховщиков, ни для жителей регионов. В любом случае благодаря новому закону появится институт страхования жилья, и эта практика начнет распространяться по всей стране. Сейчас в России лишь около 7% жилья граждан застраховано, и большая его часть приходится на Москву. Например, в США этот показатель достигает 95%. У нас в «Согласии» годовые сборы по страхованию имущества составляют около 1 млрд руб. в год. Я не ожидаю, что благодаря закону они в 2019 году сильно вырастут.

7% жилья граждан застраховано в России, большая часть приходится на Москву

— Еще одним ключевым изменением для отрасли может стать расширение до конца года тарифного коридора по ОСАГО на 20% вверх и вниз. Вы удовлетворены этими планами ЦБ?

— Это, конечно, позитивный шаг, потому что теперь страховщики смогут предлагать своим клиентам в регионах с низкой убыточностью более привлекательные тарифы. А клиентам из регионов с повышенной убыточностью — более высокие. Такой подход к определению цены ОСАГО станет и сигналом для местных властей, что нужно подключаться к проблеме мошенничества в автостраховании и противостоять деятельности автоюристов. Но больше всего страховщики были бы рады либерализации тарифов ОСАГО (сейчас цены на ОСАГО регулирует Банк России, рынок выступает за свободные тарифы. — РБК+), которая позволит предлагать каждому клиенту индивидуальный тариф. И компании начали бы работать по рыночным правилам.

— Эксперты опасаются, что в этом случае страховщики взвинтят цены.

— По нашей оценке, в случае либерализации тарифов ОСАГО для огромного числа автомобилистов стоимость полиса будет снижена. Потому что сейчас автомобилистов, которые попадают в аварии по своей вине и из-за которых происходят выплаты, всего около 10%. Эти люди нарушают Правила дорожного движения, плохо ведут себя на дорогах, а значит, должны платить за ОСАГО больше.

— Но разве страховщики заинтересованы в низкой стоимости полиса ОСАГО, которое они считают убыточным?

— Я вас уверяю, что на каждом совете директоров, на каждом правлении или совещании обсуждается вопрос, как страховщику расширить свое присутствие в том сегменте, где низкая убыточность. И результатом конкуренции, которая возникнет на рынке ОСАГО в случае либерализации тарифов, станет падение цены полиса примерно для 90% автомобилистов, так как они добросовестно ведут себя на дорогах. По этому пути надо двигаться, его прошли многие страны, их опыт это подтверждает. Там развивалась конкуренция — и цены упали.

— После введения новых тарифов по ОСАГО в 2019 году вы намерены увеличивать свою долю в этом сегменте?

— У нас на ОСАГО сейчас приходится около 20% всего портфеля. И мы не планируем сильно расти в этом виде страхования. Мы не делаем ставку на ОСАГО как на самостоятельный бизнес из-за того, что законодательство по этому виду регулярно меняется, а на рынке распространено мошенничество. Но этот вид страхования для нас является точкой входа к клиенту, и мы не хотим, чтобы наши клиенты уходили страховаться в другие компании. Нам важно, чтобы каждый наш клиент имел возможность полностью застраховаться у нас.

— Какие угрозы вы видите для отрасли в 2019 году? Какие виды страхования будет развивать ваша компания?

— Страхование — отражение ситуации в экономике. Поэтому основная угроза — ожидаемые низкие темпы ее роста: 1,8% в 2018 году и 1,3% в 2019-м. Население будет реже брать потребительские кредиты, что негативно скажется на развитии страхования от несчастного случая. Снизится спрос на покупку новых машин, что повлечет уменьшение сборов по автокаско. Проблемой для рынка по-прежнему является и ОСАГО, убыточность по которому остается высокой.

Планы «Согласия» на 2019 год амбициозные. Мы намерены развивать прибыльные виды — страхование автокаско, имущество физических и юридических лиц, добровольное медицинское страхование. В корпоративном сегменте продолжим предоставлять нашим клиентам такие редкие услуги, как страхование товарных кредитов. Кстати, в этом сегменте мы единственная российская страховая компания. Продолжим развивать сельхозстрахование и страхование морских рисков. Планы компании предусматривают, что в 2019 году сборы «Согласия» составят 40 млрд руб., а прибыль — 3 млрд руб. В последующие годы в краткосрочной перспективе мы планируем расти на 10–15% ежегодно.

— С начала года на рынке состоялось несколько крупных сделок по продаже компаний, в том числе из-за нежелания собственников заниматься этим бизнесом. Акционера «Согласия» устраивает развитие компании, он доволен вашими результатами?

— Основным мерилом успешности бизнеса является доходность на капитал. Так вот этот показатель в «Согласии» за прошлый год составил 23,7%, а за шесть месяцев 2018 года достиг 33% — это отличный результат, который не может не радовать акционера и компанию. За полгода чистая прибыль «Согласия» составила почти 1,4 млрд руб., что на 145% превышает аналогичный показатель прошлого года. Мы намерены улучшать финансовые результаты компании и дальше.

«Мы не делаем ставку на ОСАГО как на самостоятельный бизнес из-за того, что законодательство по этому виду регулярно меняется, а на рынке распространено мошенничество. Но этот вид страхования для нас является точкой входа к клиенту»

— В прошлом году вы провели крупномасштабный имиджевый проект под слоганом «Доверие ведет к Согласию». Сколько средств на него было потрачено и каков эффект от проекта?

— Сам факт, что вы называете проект крупномасштабным, означает, что эффект от него серьезный. При этом расходы на него были гораздо меньше, чем средний годовой бюджет на рекламу у компаний из топ-10, — 3% от наших расходов за год. А его результативность объясняется просто. Тема, которую мы взяли за основу при разработке нового позиционирования, была и остается очень актуальной. Это тема доверия. Как показывает исследование, которое мы провели в рамках PR-комитета Всероссийского союза страховщиков, проблема недоверия актуальна для всей отрасли страхования. Но мы видим, как меняется восприятие компании среди всех целевых аудиторий: сотрудников, клиентов, партнеров, журналистов. Основная цель нашего проекта — имиджевая, а имидж, конечно, влияет на бизнес компании. Но оценить, сколько денег компании принес подобный проект, сложно.

— Страхование считается скорее мужской профессией. Как вы себя ощущаете в мужском мире страхования?

— С женским управлением связано много мифов. Но сегодня их легко развенчать. Вот многие считают, что женщина хуже водит автомобиль и, как следствие, является более убыточным клиентом для страховой компании. А я вам скажу с цифрами в руках, что все наоборот. По нашей статистике, мужчины попадают в аварию чаще, чем женщины. Возьмем сто мужчин-водителей. Из ста в ДТП попадает 31, а из ста водителей-женщин — 25! И выплаты клиентам-мужчинам на 12% больше. Поэтому для страховой компании женщина лучший клиент, чем мужчина. Так и в управлении большой компанией: порой у женщины куда меньше проблем в бизнесе, чем у ее коллег-мужчин. Пора перестать поддерживать стереотипы о женском управлении — и бизнесом, и автомобилем. Хочешь двигаться вперед — делай это. Я уверена, что женскому успеху в бизнесе ничто не мешает.

Фото: Тимур Иванов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства

Гендиректор фирмы «Август» — о развитии и планах компании

Агроинвестор
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Многофакторность климата Многофакторность климата

Факторы, которые способствуют росту средней температуры в полярных областях

Знание – сила
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Пространство квартиры с глубокими, насыщенными оттенками, тёплыми фактурами

Идеи Вашего Дома
Фрагмент истории Фрагмент истории

Интерьер, в котором сохранили стену с аутентичной кирпичной кладкой

Идеи Вашего Дома
Танец не маленьких журавлей Танец не маленьких журавлей

Как подобраться к крайне осторожным серым журавлям поближе?

Наука и жизнь
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Искусное сплетение Искусное сплетение

Квартира с винтажными предметами быта из эпохи социалистического реализма

Идеи Вашего Дома
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Гейхеры & Cо Гейхеры & Cо

Надо ли заводить гейхеры и насколько они будут обременительны в уходе

Наука и жизнь
С видом на усадьбу С видом на усадьбу

Из окон этой квартиры открывается потрясающий вид на близлежащие кварталы

Идеи Вашего Дома
Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее

Чем может угрожать таяние вечной мерзлоты, к каким последствиям это приведет?

Знание – сила
Элегантная роскошь Элегантная роскошь

В цветовое решение интерьера решили заложить приглушённые естественные оттенки

Идеи Вашего Дома
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Открыть в приложении