Чего ждать автомобилистам от ценовой реформы в ОСАГО

РБКAvtomatik

«Для страховой компании женщина менее убыточный клиент, чем мужчина»

Чего ждать автомобилистам от ценовой реформы в ОСАГО и от нового закона о страховании жилья, меняется ли отношение к страхованию, РБК+ рассказала генеральный директор страховой компании «Согласие» Майя Тихонова

Рынок в этом году получил закон о добровольном страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций. Станет ли такой вид страховой защиты популярным среди населения?

— В том, как будет развиваться страхование жилья от ЧС, важную роль сыграют региональные администрации. Все зависит от того, как они будут разъяснять населению, что нужно страховаться. Конечно, важна и роль страховщиков в разъяснительной работе, но роль регионов первична. Есть опасность, что в регионах, где нет природных катаклизмов, люди не осознают, зачем нужно страховаться. В таком случае возникнет антиселекция — застраховаться захотят граждане, которые наиболее подвержены риску, и такая ситуация будет невыгодной ни для страховщиков, ни для жителей регионов. В любом случае благодаря новому закону появится институт страхования жилья, и эта практика начнет распространяться по всей стране. Сейчас в России лишь около 7% жилья граждан застраховано, и большая его часть приходится на Москву. Например, в США этот показатель достигает 95%. У нас в «Согласии» годовые сборы по страхованию имущества составляют около 1 млрд руб. в год. Я не ожидаю, что благодаря закону они в 2019 году сильно вырастут.

7% жилья граждан застраховано в России, большая часть приходится на Москву

— Еще одним ключевым изменением для отрасли может стать расширение до конца года тарифного коридора по ОСАГО на 20% вверх и вниз. Вы удовлетворены этими планами ЦБ?

— Это, конечно, позитивный шаг, потому что теперь страховщики смогут предлагать своим клиентам в регионах с низкой убыточностью более привлекательные тарифы. А клиентам из регионов с повышенной убыточностью — более высокие. Такой подход к определению цены ОСАГО станет и сигналом для местных властей, что нужно подключаться к проблеме мошенничества в автостраховании и противостоять деятельности автоюристов. Но больше всего страховщики были бы рады либерализации тарифов ОСАГО (сейчас цены на ОСАГО регулирует Банк России, рынок выступает за свободные тарифы. — РБК+), которая позволит предлагать каждому клиенту индивидуальный тариф. И компании начали бы работать по рыночным правилам.

— Эксперты опасаются, что в этом случае страховщики взвинтят цены.

— По нашей оценке, в случае либерализации тарифов ОСАГО для огромного числа автомобилистов стоимость полиса будет снижена. Потому что сейчас автомобилистов, которые попадают в аварии по своей вине и из-за которых происходят выплаты, всего около 10%. Эти люди нарушают Правила дорожного движения, плохо ведут себя на дорогах, а значит, должны платить за ОСАГО больше.

— Но разве страховщики заинтересованы в низкой стоимости полиса ОСАГО, которое они считают убыточным?

— Я вас уверяю, что на каждом совете директоров, на каждом правлении или совещании обсуждается вопрос, как страховщику расширить свое присутствие в том сегменте, где низкая убыточность. И результатом конкуренции, которая возникнет на рынке ОСАГО в случае либерализации тарифов, станет падение цены полиса примерно для 90% автомобилистов, так как они добросовестно ведут себя на дорогах. По этому пути надо двигаться, его прошли многие страны, их опыт это подтверждает. Там развивалась конкуренция — и цены упали.

— После введения новых тарифов по ОСАГО в 2019 году вы намерены увеличивать свою долю в этом сегменте?

— У нас на ОСАГО сейчас приходится около 20% всего портфеля. И мы не планируем сильно расти в этом виде страхования. Мы не делаем ставку на ОСАГО как на самостоятельный бизнес из-за того, что законодательство по этому виду регулярно меняется, а на рынке распространено мошенничество. Но этот вид страхования для нас является точкой входа к клиенту, и мы не хотим, чтобы наши клиенты уходили страховаться в другие компании. Нам важно, чтобы каждый наш клиент имел возможность полностью застраховаться у нас.

— Какие угрозы вы видите для отрасли в 2019 году? Какие виды страхования будет развивать ваша компания?

— Страхование — отражение ситуации в экономике. Поэтому основная угроза — ожидаемые низкие темпы ее роста: 1,8% в 2018 году и 1,3% в 2019-м. Население будет реже брать потребительские кредиты, что негативно скажется на развитии страхования от несчастного случая. Снизится спрос на покупку новых машин, что повлечет уменьшение сборов по автокаско. Проблемой для рынка по-прежнему является и ОСАГО, убыточность по которому остается высокой.

Планы «Согласия» на 2019 год амбициозные. Мы намерены развивать прибыльные виды — страхование автокаско, имущество физических и юридических лиц, добровольное медицинское страхование. В корпоративном сегменте продолжим предоставлять нашим клиентам такие редкие услуги, как страхование товарных кредитов. Кстати, в этом сегменте мы единственная российская страховая компания. Продолжим развивать сельхозстрахование и страхование морских рисков. Планы компании предусматривают, что в 2019 году сборы «Согласия» составят 40 млрд руб., а прибыль — 3 млрд руб. В последующие годы в краткосрочной перспективе мы планируем расти на 10–15% ежегодно.

— С начала года на рынке состоялось несколько крупных сделок по продаже компаний, в том числе из-за нежелания собственников заниматься этим бизнесом. Акционера «Согласия» устраивает развитие компании, он доволен вашими результатами?

— Основным мерилом успешности бизнеса является доходность на капитал. Так вот этот показатель в «Согласии» за прошлый год составил 23,7%, а за шесть месяцев 2018 года достиг 33% — это отличный результат, который не может не радовать акционера и компанию. За полгода чистая прибыль «Согласия» составила почти 1,4 млрд руб., что на 145% превышает аналогичный показатель прошлого года. Мы намерены улучшать финансовые результаты компании и дальше.

«Мы не делаем ставку на ОСАГО как на самостоятельный бизнес из-за того, что законодательство по этому виду регулярно меняется, а на рынке распространено мошенничество. Но этот вид страхования для нас является точкой входа к клиенту»

— В прошлом году вы провели крупномасштабный имиджевый проект под слоганом «Доверие ведет к Согласию». Сколько средств на него было потрачено и каков эффект от проекта?

— Сам факт, что вы называете проект крупномасштабным, означает, что эффект от него серьезный. При этом расходы на него были гораздо меньше, чем средний годовой бюджет на рекламу у компаний из топ-10, — 3% от наших расходов за год. А его результативность объясняется просто. Тема, которую мы взяли за основу при разработке нового позиционирования, была и остается очень актуальной. Это тема доверия. Как показывает исследование, которое мы провели в рамках PR-комитета Всероссийского союза страховщиков, проблема недоверия актуальна для всей отрасли страхования. Но мы видим, как меняется восприятие компании среди всех целевых аудиторий: сотрудников, клиентов, партнеров, журналистов. Основная цель нашего проекта — имиджевая, а имидж, конечно, влияет на бизнес компании. Но оценить, сколько денег компании принес подобный проект, сложно.

— Страхование считается скорее мужской профессией. Как вы себя ощущаете в мужском мире страхования?

— С женским управлением связано много мифов. Но сегодня их легко развенчать. Вот многие считают, что женщина хуже водит автомобиль и, как следствие, является более убыточным клиентом для страховой компании. А я вам скажу с цифрами в руках, что все наоборот. По нашей статистике, мужчины попадают в аварию чаще, чем женщины. Возьмем сто мужчин-водителей. Из ста в ДТП попадает 31, а из ста водителей-женщин — 25! И выплаты клиентам-мужчинам на 12% больше. Поэтому для страховой компании женщина лучший клиент, чем мужчина. Так и в управлении большой компанией: порой у женщины куда меньше проблем в бизнесе, чем у ее коллег-мужчин. Пора перестать поддерживать стереотипы о женском управлении — и бизнесом, и автомобилем. Хочешь двигаться вперед — делай это. Я уверена, что женскому успеху в бизнесе ничто не мешает.

Фото: Тимур Иванов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Открыть в приложении