Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год
2020 год стал настоящим вызовом для футурологов и экспертов, строящих долгосрочные стратегии. В минувшем году мы пережили реальный глобальный сдвиг: пандемия изменила практически все сферы нашей жизни и внесла коррективы даже в самые «дальновидные» прогнозы и ожидания. Тем интереснее понять, каких перемен нам ждать в 2021-м. Изучив исследования и отчеты крупнейших консалтинговых компаний мира — Accenture, Kearney, Gartner и Bain & Company, мы составили список главных трендов года.
Тренд №1. Перевод бизнеса в онлайн
Accenture отмечает, что в 2020 году мир пережил глобальную трансформацию, сравнимую с великим переселением народов в IV–VII веках. Мы начали работать, учиться и развлекаться онлайн, и это изменило наше отношение к физическому окружению.
Коммуникации между компаниями и потребителями тоже изменились. Фокус сместился на онлайн-магазины и сервисы, виртуальные презентации и удобную доставку. Сам процесс выбора и покупки, то есть взаимодействия с брендом, теперь растянут во времени и распределен по разным гаджетам. Это подстегнет рост цифровых инструментов для рекламы и продвижения, а также сделает соцсети ключевым каналом продаж.
Gartner соглашается: теперь важно строить бизнес так, чтобы он был доступен из любой точки. Уже сейчас появляются банки, которые работают только через приложения, а в будущем офлайновые офисы вовсе исчезнут.
Самыми успешными станут те, кто ускорит цифровую трансформацию и сделает цифровые форматы основными в своем бизнесе.
Тренд №2. Переход на удаленную работу
В Accenture полагают, что человечество ждет глобальный переворот в работе небольших команд и целых компаний. Удаленная работа изменила отношение к организации рабочего времени и пространства, а также коммуникацию с коллегами.
Для многих дом и офис теперь — одно и то же место. Людям приходится самим организовывать свой день и рабочее пространство, покупая все или почти все оборудование за свой счет. А главное — дистанционная работа лишает нас живого общения с коллегами, обмена опытом, поддержки, мотивации.
С другой стороны, компании активно подключают и развивают онлайн-сервисы, которые бы облегчили сотрудникам рабочий процесс. Согласно опросам Accenture, 3/4 сотрудников хотят, чтобы после пандемии удаленная работа сохранилась хотя бы частично, а в идеале — 50/50 с офисной.
Если верить исследованию Kearney, в ближайшее время многократно вырастет число «цифровых кочевников» (от англ. digital nomad — фрилансеры и удаленные сотрудники, которые работают, переезжая из одной страны в другую). В 2020 году к ним относили, в частности, 10,9 млн американцев (на 49% больше, чем их было в 2019-м). Судя по недавнему опросу, в ближайшие три года «цифровыми кочевниками» планируют стать 19 млн жителей США, еще 45 млн примкнут к ним в недалеком будущем.
Такая тенденция наблюдается и в других странах. Именно поэтому в Германии, например, собираются закрепить право любого сотрудника работать удаленно. Это повлечет за собой изменения в сфере туризма и на рынке недвижимости: спрос на краткосрочную и долгосрочную аренду снизится, уступив место среднесрочному — до полугода. По данным сервиса Airbnb, средняя продолжительность аренды в июне 2020 года была на 18% выше, чем в январе 2020-го. Следом изменятся налоговое законодательство и визовая политика: скажем, Грузия уже ввела специальные визы для фрилансеров из других стран.
Тренд №3. Контроль за поведением
Эксперты из Gartner обращают внимание на бурный рост интернета поведения — IoB (Internet of Behaviors). Если интернет вещей (IoT) подразумевает «умные» устройства, подключенные к Сети, то IoB — это данные о поведении и привычках пользователей, которые компании получают с их «умных» устройств.
Например, с помощью телематики для коммерческих автомобилей можно отслеживать манеру вождения: резкие торможения, агрессивные повороты, неаккуратную парковку. Эти данные помогут компании — владельцу автомобилей — внедрить новые стандарты безопасности для водителей и отсеять потенциально опасных сотрудников.
Bain говорит о целом рынке персонального страхования, в основе которого будут данные о нашем поведении. Тем же водителям станут предлагать индивидуальные условия для страховки — в зависимости от того, как они ведут себя на дороге.
В глобальном масштабе IoB может собирать и обрабатывать информацию из множества источников: паспортные данные, сведения о клиентах, профили в соцсетях. Используя также сервисы геолокации и системы распознавания лиц, можно точно предсказывать маршруты людей, их действия и предпочтения. Правда, возникают этические и юридические тонкости: в некоторых странах законы о персональных и больших данных серьезно ограничивают их использование.
Тренд №4. Ставка на искусственный интеллект
В Bain считают, что уже в скором времени на пик своего развития выйдут искусственный интеллект и смежные с ИИ технологии. Речь идет в первую очередь о периферийном ИИ (Edge AI) — то есть таком подходе, где используются периферийные вычисления: обработка данных у границы сети, в которой они формируются (на локальном устройстве), а не в вычислительном центре.
Благодаря периферийному ИИ можно создавать открытые и децентрализованные ИТ-системы, увеличивая пропускную способность и эффективность локальных устройств и каналов связи. При этом снижается нагрузка на глобальные облачные серверы и хранилища, а также затраты на их использование.
Этот тренд стал особенно актуальным во время пандемии, когда многие компании перешли на дистанционную работу. Локальные вычисления позволили компаниям и сотрудникам, которые находятся в регионах со слабой ИТ-инфраструктурой, не терять важные данные и не прерывать бизнес-процессы из-за проблем с Сетью. Особенно востребованы периферийные вычисления на базе ИИ будут в промышленности, где используют автоматические системы мониторинга. По данным Economist Intelligence Unit, банки и страховые компании планируют увеличение инвестиций в ИИ на 86% к 2025 году и полностью автоматизируют ключевые сервисы и аналитику. На рынке труда тоже грядут изменения: ИИ-специалисты станут одними из самых востребованных и высокооплачиваемых. Gartner отмечает также ИИ-инженерию — глобальную стратегию, где искусственный интеллект становится основой для всех бизнес-процессов.
О том, какие компетенции нужны для внедрения ИИ в компании, вы можете узнать далее в журнале.
Тренд №5. Распространение сетей 5G
Bain предрекает новую промышленную революцию благодаря распространению мобильных сетей пятого поколения, или 5G. Всемирный экономический форум, ссылаясь на исследование компании IHS Markit, прогнозирует, что к 2035 году сети 5G принесут глобальной экономике $13,2 трлн и 22,3 млн рабочих мест. Это ускорит повсеместный переход к Индустрии 4.0 и промышленному интернету вещей.
Сети 5G до 100 раз ускорят передачу данных, которые используют многочисленные приложения и сервисы, а также промышленные системы для производства, контроля и мониторинга. При этом сбоев и задержек станет намного меньше, что сделает процесс производства непрерывным и безопасным. Управлять им можно будет с любого устройства в любой точке планеты.
Тренд №6. Ориентация на шеринг и устойчивое развитие
По прогнозам Gartner, к 2029 году экономика замкнутого цикла заменит линейную экономику. Это означает, что на смену покупке и продаже окончательно придут аренда или совместное использование, то есть шеринг-экономика. Bain называет шеринг-экономику логичным следствием перехода корпораций к устойчивому развитию.
Следующий этап — аренда ИТ-продуктов. Так работают сервисы SaaS (Software as a Service, программное обеспечение как услуга), например облачные хранилища или онлайн-логистика. За счет SaaS компании экономят ресурсы на покупку, поддержку и обновление отдельного ПО и целой облачной инфраструктуры.
Эксперты Kearney возлагают надежды на водородные технологии, которые позволят снизить выбросы углекислого газа. Это особенно актуально для производства удобрений и пищевой промышленности. В ближайшем будущем водород можно будет применять и в автомобилях вместо обычного топлива. И это только начало.
- В июле 2020 года ЕС представил водородную стратегию, среди главных целей которой — достижение уровня производства в 1 млн т «зеленого» (то есть возобновляемого) водорода в год за ближайшие четыре года.
- Япония открыла Фукусимский центр исследований водородной энергетики, который питается от солнечных батарей и может производить до 100 кг чистого водорода в час.
- BP и Ørsted разрабатывают проект по производству «зеленого» водорода в Германии.
- Amazon и Shell вложили более $21 млн в стартап, разрабатывающий водородные силовые установки для авиации.
Тренд №7. Повышение мер кибербезопасности
Вместе с развитием цифровых сервисов более значимой стала и проблема кибербезопасности. По данным Интерпола, за время пандемии резко увеличилось количество кибератак. Как выяснили в Bain, 43% топ-менеджеров считают, что в их компании соблюдают все меры ИТ-безопасности и защиты данных. Однако глубокий анализ показал, что на деле таких компаний всего 24%.
Крупные компании часто хватаются за новейшие технологии, упуская из виду важность единой стратегии и регулярных мер в области киберзащиты. В результате внедрение необходимых мер растягивается на месяцы. Среди самых распространенных причин кибератак в последние годы — неспособность вовремя обновить веб-серверы с применением соответствующей защиты.
Только 55% опрошенных сотрудников заявили, что в их организации регулярно проходят мероприятия и обучение кибербезопасности. Лишь 58% руководителей постоянно работают над тем, чтобы управление кибербезопасностью отвечало их бизнес-целям. Если тенденция сохранится, в 2021-м кибератаки принесут компаниям убытки до $6 трлн — в два раза больше, чем в пять лет назад.
Атаки программ-вымогателей в 2021-м будут совершаться каждые 11 секунд — в три раза чаще, чем в 2015-м, а ущерб от них вырастет в 57 раз — до $20 млрд. Еще одна глобальная угроза — сеть Darknet, где размещается вредоносное ПО для хакеров и сливаются персональные данные, полученные в результате взлома или несанкционированного доступа. Ее объем, по оценкам Congressional Research Service, в 5 тыс. раз превосходит открытый интернет.
Gartner говорит о сетевой кибербезопасности — распределенной, гибкой и масштабируемой стратегии защиты, которая выстраивается вокруг каждого человека или продукта. Мы больше не можем контролировать гигантские сети устройств с терабайтами данных, но можем защитить данные на этапах передачи из одной точки в другую. В этом также помогут особые алгоритмы вычислений с высоким уровнем конфиденциальности.
Тренд №8. Фокус на эмпатию и толерантность
Accenture отмечает, что в 2020 году в обществе обострились тенденции, связанные с неравенством и нетерпимостью. Многие оказались в уязвимом положении — в силу пола, возраста, физических аспектов или социального статуса. Поэтому люди особенно нуждаются в эмпатии и сочувствии.
Компаниям приходится это учитывать: и с позиции работодателя, и в коммуникации с клиентами. В ход идут социальная и политическая повестки, человеческие истории и новый, более «человечный» дизайн.
Лучше всего работает фокус на какой-то одной уязвимой группе. Это могут быть благотворительные инициативы, специальные сервисы, продукты и скидки для нее. К примеру, eBay предложила бесплатное размещение для маленьких магазинов и производителей. Для сотрудников запускают бонусные программы, сервисы психологической поддержки и онлайн-мероприятия.
Тренд №9. Внедрение новых HR-технологий
Bain обращает внимание на то, что ежегодно компании теряют сотни миллионов долларов из-за невыхода сотрудников на работу. В период пандемии от этого особенно страдали ретейлеры: 88% из них предпочли бы иметь запас сотрудников, чем терпеть убытки из-за нехватки персонала.
В целом совсем скоро управление персоналом перейдет на принципиально новый уровень. Отбор и наем сотрудников станут автоматизированными. Придут на помощь игровые элементы и когнитивные технологии.
Уже есть сервисы, которые оценивают опыт и навыки соискателей с помощью самообучаемых алгоритмов. Каждый кандидат получает оценку по десяткам различных параметров, а лучшие резюме попадают напрямую к HR-специалисту.
Тренд №10. Переоценка привычных ценностей и ритуалов
Accenture отмечает, что пандемия изменила наши повседневные привычки и паттерны, нарушила устоявшиеся эмоциональные связи. Мы еще только приспосабливаемся к новой реальности.
Сильнее всего пострадали традиции, связанные с коллективным опытом. Например, публичные церемонии, когда нам важно чувствовать поддержку близких. Все это пришлось перевести в онлайн-формат, и для многих видеосозвоны с членами семьи стали новым ритуалом.
Другой важной потребностью стала забота о себе всеми доступными способами: это и онлайн-медитации, и видеосессии с психологом или тренером, и онлайн-курсы или мастер-классы. Регулярность этих занятий дала дополнительный психологический эффект, когда привычный распорядок дня оказался нарушен. Компании откликнулись на этот запрос флешмобами, онлайн-мероприятиями и эфирами в соцсетях, чтобы поддержать своих клиентов.
Источники: Accenture, Fjord Trends-2021, Kearney, Year-ahead predictions 2021, Gartner, Top Strategic Technology Trends for 2021, Bain & Company, Ten Technology Trends Moving into 2021
Фото: Sam Moqadam / Unsplash; Michael Dziedzic / Unsplash, Andriy Onufriyenko / Getty Images; Toshiba Energy Systems & Solutions Corporation; Science Photo Library / Getty Images; Andriy Onufriyenko / Getty Images