И на камнях растут деревья
Неизвестно, когда мир после пандемии вернется к привычному ритму воздушных путешествий, да и вернется ли вообще. Возможно, к этому времени человечество будут занимать совсем другие проблемы. Одна из них – что делать с заброшенными аэропортами. Вот несколько вариантов уже реализованных решений
1Убежище и трасса
Германия, Берлин
Аэропорт Темпельхоф (Tempelhof) открыли в апреле 1926 года. В 1930-е для него построили новый аэровокзал. На тот момент он стал самым крупным зданием в мире. Во время холодной войны аэропорт был воздушным мостом, соединявшим Западный Берлин с городами ФРГ. В 1996 году Темпельхоф из-за строительства авиахаба Берлин-Бранденбург решели закрыть. Последний рейс отправился со взлетной полосы в 2008 году. Сейчас большая часть территории бывшего аэропорта превращена в парк, но технические строения не демонтированы. В 2015-м в здании аэровокзала организовали лагерь для беженцев. На взлетной полосе проводятся автогонки «Формулы Е».
2Город-сад
Россия, Москва
Старейший московский аэродром на Ходынском поле появился в 1910 году, а в 1922-м он стал первым международным столичным аэропортом: отсюда осуществлялись регулярные рейсы в Берлин и Кёнигсберг. В 1935 году после падения самолета «Максим Горький» на дачный поселок Сокол было решено прекратить гражданское использование аэропорта. До конца ХХ века он оставался закрытой территорией, подконтрольной Министерству обороны. Только в 2003 году аэродром окончательно закрыли и отдали под коммерческую застройку. Так здесь появился жилой квартал с парком. Его центральная аллея находится на месте бывшей взлетной полосы.
3Булыжник из бетона
Германия, Франкфурт
Военный аэродром Морис Роуз (Maurice Rose Army) построен после Второй мировой войны американскими военными. Закрыт после их ухода в 1994 году. Демонтаж и переустройство военного объекта потребовали бы серьезных расходов, поэтому городские власти применили оригинальный подход: сохранили инфраструктуру аэропорта, но переработали ее под парковые нужды. Так, 4,5 гектара асфальтового и бетонного покрытия летного поля сняли и раскололи на куски. Их сделали естественным украшением ландшафта. В диспетчерской вышке открыли кафе с видом на реку Нидда. Около 1,5 гектара асфальтового покрытия использовали для велосипедных и прогулочных дорожек.