Женская сила
За художницей эпохи барокко Артемизией Джентилески закрепилась слава первой феминистки. А в ее «Юдифи, убивающей Олоферна» видят символический реванш жертвы изнасилования.
Артемизия Джентилески, родившаяся в эпоху, когда женщин в рядах художников было крайне мало, любила сюжеты о мужественных героинях. И если бы Артемизия Джентилески жила в наше время, а не в XVII веке, она могла бы участвовать в движении #metoo, где жертвы насилия рассказывают в социальных сетях, что им довелось вынести. Художница неспроста взялась за сюжет об убийстве мужчины женщиной: 17-летнюю Артемизию изнасиловал Агостино Тасси, приятель и коллега ее отца-живописца. Девушка пыталась защищаться и звала на помощь, но напрасно. Как пишет специалист по гендерной истории, профессор Университета Ковентри Патришия Филиппи, в Италии того времени брачные союзы нередко заключались вследствие изнасилований: мужчины не привыкли себя сдерживать, а девушкам потом приходилось спасать честь, свою и семейную. Вот и Тасси после случившегося сделал Артемизии предложение и завел с ней роман. Отец девушки подал на коллегу в суд только после того, как убедился, что жениться тот не намерен. Выяснилось, что Агостино все еще состоит в браке, пусть и расстался с супругой (которую, кстати, пытался убить). Артемизия подверглась унизительным допросам, осмотру повитухами и даже пыткам, под которыми должна была подтвердить правдивость своих показаний: ей, художнице, тисками сдавливали пальцы на руках. Насильника в итоге признали виновным и приговорили к изгнанию на пять лет, но Тасси, у которого были влиятельные покровители, решением суда пренебрег. Артемизию же поспешно выдали замуж, и она с супругом