Молниеносный
Французский десерт – это особый раздел гастрономии, скорее из сферы мастерства иллюзий. Каким бы вкусным он ни казался, еще надо убедить себя проглотить его после сытного, по-галльски основательного обеда. Поэтому идеальное пирожное должно быть маленьким, легким и эфемерным. Как эклер
«Десерт для обеда все равно что букет для фейерверка; и пусть сравнение это не совершенно точное, оно все-таки неплохо дает понять, что десерт должен быть самой блистательной частью трапезы, что он должен поражать, изумлять, чаровать и восхищать гостей; и что если все предшествующее призвано удовлетворять чувственность сотрапезника, а говоря проще, его аппетит, то десерт обязан удовлетворять его душу и в еще большей степени взор; он обязан рождать чувства удивления и восторга, которые будут дополнять наслаждения, испытанные в начале трапезы», – писал знаменитый парижский гурман и гастрономический критик Александр Гримо де Ла Реньер в начале XIX века.
Из французских десертов один из самых почитаемых – эклер. Словарь Французской академии утверждает, что десерт назван l’éclair (с фр. «вспышка» или «молния»), из-за того что съедается мгновенно, практически молниеносно. Срок хранения этого пирожного из заварного теста, наполненного кремом патисьер, тоже очень короткий – не больше восьми часов.
История эклера не так проста. Изобретение заварного теста приписывают итальянцам. В 1540 году Екатерина Медичи прибыла из Флоренции, чтобы выйти замуж за французского короля Генриха II. Привыкшая к итальянскому разнообразию, Екатерина обнаружила, что у новых подданных изящные десерты не в чести, они предпочитают тяжелые и сытные блюда. Королева пригласила из родной Италии поваров, чтобы те научили французов культуре приготовления и изящной подаче изысканных блюд и десертов. Один из итальянских кондитеров, некто Пантерелли, якобы и привез с собой секрет приготовления «горячего теста», которое стало основой для современного заварного.