Мясное растениеводство
Почему производством искусственных котлет и стейков занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги
В сотне километров от Москвы, в городе Малоярославце Калужской области работает небольшое предприятие с огромными перспективами. Стартап Greenwise производит из сои и пшеницы искусственное мясо, годовой мировой объем потребления которого через пять лет прогнозируют на уровне $30 млрд.
В 2020 году, по оценкам Deloitte, продажи этого продукта в мире составили примерно $12 млрд, доля России в этом объеме пока скромна — 0,7–0,8% от европейского (это примерно $36,5 млн), но российский рынок имеет большой потенциал: около 47% россиян в возрасте от 16 до 40 лет уже готовы разнообразить свой белковый рацион мясом на растительной основе. Greenwise, по словам его основателей Юлии Марсель и Артема Пономарева, приносит прибыль с первого месяца работы, выручка компании, созданной всего два года назад, увеличилась почти в два раза, до 20 млн рублей в 2020 году. Что это за новый рынок и как создают для него новый продукт? Город Малоярославец для Greenwise был выбран неслучайно. Цех находится на территории завода «Партнер-М», которым владеет Василий Пономарев, отец Артема. «Партнер-М» — один из крупнейших в России производителей пищевых и кормовых ингредиентов на основе соевого и пшеничного белка, ежегодно компания производит более 50 000 т продукции. Завод Пономарева-старшего сотрудничает со многими российскими мясопереработчиками, которые добавляют соевый, гороховый и пшеничный текстурат в колбасу и котлеты. «Это снижает затраты на производство, к тому же полноценный белок гораздо лучше использовать, чем какую-то химию — фосфаты или гидроколлоиды», — поясняет Пономарев-младший. В 2015 году он окончил Высшую школу экономики и начал работать в компании отца юристом, а Юлия Марсель пришла в «Партнер-М» спустя полгода создавать отдел маркетинга.