Русская соборность 1921 года: несостоявшееся и состоявшееся
Незавершенный Московский церковный собор 1917–1918 годов постановил, что поместные соборы в Православной российской церкви проводятся каждые три года. Члены собора сохраняли свое звание на такой трехлетний срок, а новый состав должен был быть созван по решению патриарха Тихона (Беллавина) весной 1921 года. К июню 1921 года истекали полномочия всех членов высшего церковного управления (Священного синода и Высшего церковного совета), избранных в конце 1917 года, кроме самого святителя Тихона, поскольку патриарх на свою московско-всероссийскую кафедру избирался пожизненно. Только ли кровавые репрессии первых лет власти большевиков не позволили объявить в советской России весной 1921 года церковный собор?
Хаос Гражданской войны и преследование церкви
Продолжавшийся экономический коллапс, разрушение транспортной связности в стране влияли на жизнь любых организаций советской России, а стало быть, не могли не повлиять и на церковь. Тотальные реквизиции хлеба большевиками вплоть до готовых хлебобулочных изделий привели к голоду, в полной мере разразившемуся летом (!) 1921 года. Миллионы людей голодали, болели, находясь на последней грани выживания и умирая. Против церкви в «дополнение» к этим трудностям было развернуто открытое гонение. Патриарх Тихон уже в сентябре 1918 года писал в письме митрополиту Антонию (Храповицкому): «Опричники расстреливают нас, как куропаток».
Это было правдой: отчасти стихийные казни духовенства периода проведения собора 1917–1918 годов сменились в эпоху красного террора (с осени 1918 года) целенаправленным точечным уничтожением и преследованием епископов, клириков и мирян. В 1918 — начале 1919 года в Саратове был проведен большой показательный процесс. Два его главных фигуранта были расстреляны осенью 1919 года. Еще раньше, в начале 1919 года, был расстрелян епископ Ревельский Платон (Кульбуш). В 1919 году патриарх впервые попадает под домашний арест, в разных епархиях жестко преследуются сотни епископов и священников, начинается кощунственная кампания по вскрытию мощей (продолжалась до 1922 года). В январе 1920 года в Москве проходил судебный процесс над руководителями Совета объединенных приходов столицы — членами поместного собора А. Д. Самариным и Н. Д. Кузнецовым.