Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций
Как оценивать перспективность стартапов, чем венчурный рынок отличается от организованных торгов, кто такие бизнес-ангелы и как рождаются «единороги» — в высказываниях известного венчурного инвестора
1Как стать ангельским инвестором
Это зависит от того, хотите ли вы инвестировать самостоятельно либо через клубы соинвесторов. В некоторых странах законодательство прошло через либерализацию, и ты можешь зарегистрироваться на площадке, где порог входа — условные 1 тыс. руб. в пересчете на нашу валюту. Но мы в AltaClub советуем начинать с суммы хотя бы в $200 тыс., чтобы в потенциально прибыльной истории сразу оказался хороший чек.
Цифра эта получилась очень просто. Дело в том, что начинающему инвестору не стоит переоценивать свои силы, но лучше проводить диверсификацию портфеля. И вложиться сразу в десять интересных проектов. И если минимально рекомендуемая сумма для квалифицированного инвестора — $20 тыс. на проект, то с суммой в $200 тыс. можно начинать играть. Важно не забывать, что венчурное инвестирование — это высокоприбыльный бизнес, но с большими рисками.
Бизнес-ангел — венчурный инвестор, который подключается к развитию проекта на самой ранней стадии, еще до того, как у стартапа появляется возможность обращаться в фонды. Бизнес-ангел оказывает проекту не только финансовую, но и экспертную и организационную поддержку, выступая в роли мецената или ментора.
У бизнес-ангела нет какой-то единой модели поведения, все зависит от конкретной личности. Когда вы приходите в проект, особенно на ранней стадии, он часто нуждается в вашей поддержке, но здесь главное — не стремиться порулить. Это не ваш проект. Помогать нужно мягко и там, где помощь реально нужна. Можно делиться связями, помогать фаундеру решить сомнения или отработать какие-то моменты. Но не руководить, иначе проект будет обречен на неудачу.
2Нужно ли вступать в клубы соинвесторов
Что лучше: инвестировать вместе с клубом соинвесторов или же в одиночку? Мне трудно сказать, потому что у меня есть свой клуб, хочется, конечно, его рекомендовать, но сейчас появляется и множество других клубов. Главное венчурное объединение в России — это Национальная ассоциация бизнес-ангелов.
В первую очередь стоит подумать о том, какова ваша цель, чего вы хотите достичь. Я все же рекомендую клубы, поскольку там помогают решать некоторые вопросы — по сути, высвобождают ваше внимание для чего-то более важного.
Но и тут нельзя забывать о подводных камнях. Важно, чтобы инвестор, который ведет сделку, существенно инвестировал в нее вместе с вами, на тех же условиях. Это гарантия его добросовестности. Потому что под вывеской клуба может находиться площадка, где просто перепродают неликвидные инвестиции. Я такое встречал не раз, поэтому будьте настороже.
В клубах, как правило, не нужно общаться с основателями компаний, стартаперами. У себя мы осознанно отключили эту возможность — не для этого же мы подбираем предпринимателей, которые должны умножить нашу инвестицию в десять, а лучше в сто раз. Мы просто забьем весь их график желающими пообщаться с ними напрямую. За многими действительно стоящими проектами стоит очередь из инвесторов. И вот теперь представьте: мы достучались до компании, какие-то вопросы обсудили и напоследок говорим: «А вот сейчас за нами придут еще пять инвесторов пообщаться, а может, и сто». Разумеется, нам ответят, что никаких клубов они больше видеть не хотят.
3Как найти лучший проект для инвестиций
Сначала нужно понять, где такой проект искать. Если говорить о том, что находится за пределами клубов соинвесторов, — это различные площадки, которые работают по принципу маркетплейса, это различные акселераторы. Даже в соцсетях можно заниматься поиском подходящих проектов.
У нас же в клубе при процессе отбора воронка проектов сначала большая — приходит до сотни обращений в день, но по многим сразу видно, что рассматривать там особо и нечего. При этом у нас постоянно в работе до ста проектов. Этим занимается достаточно большая команда аналитиков, которую мы продолжаем наращивать. Мы анализируем все аспекты, которые важны для успеха бизнеса. В первую очередь команду и идею, причем команда важнее, чем идея. Идеи проваливаются, редко кто сразу идет в рост, среднестатистический стартап переживает по три-четыре разворота (pivot), и только сильная команда может вытащить проект. Конечно, мы анализируем и рынок — насколько он большой, привлекательный, масштабируемый. Обязательно анализируем бизнес-модель, проводим юридическое и финансовое обследование (due dilligence).
Отдельный тип наших вложений называется «песочница» — это когда нам нравится команда или идея или уже есть MVP (минимальный жизнеспособный продукт. — РБК) и рынок перспективный, но еще нет продаж или даже бизнес-модели. У нас немалое количество таких проектов, но по объему инвестированных денег их не более 10%.
Считаю, что в выборе проекта очень важна интуиция, но не пренебрегаю полным анализом. Тут должны совпасть все факторы. Хотя именно «чуйка» часто помогает находить сильные команды, которые кто-то просто просмотрел.
Стоимость стартапа — сугубо рыночная, она определяется тем, сколько за стартап готовы платить. Мы руководствуемся здесь в том числе методом аналогов, пытаемся сделать оценку исходя из анализа рынка. Есть проблема с тем, что непрофессиональные инвесторы часто раздувают показатели, поэтому не ленитесь проверить цены — ножницы могут быть очень большими.
Обычно примерно за год уже видно, что стартап не пойдет. Бизнес-ангел может поддерживать проект, даже если тот не летит, просто потому что он ему нравится, — тратя на это, конечно, собственные деньги. Но золотое правило: не давайте хороших денег плохим деньгам. Если проект уже тонет, его не спасти. В инвестировании важно вовремя остановиться.
Мы редко делаем проекты, которые ориентированы только на Россию. Наш фокус — глобальные инициативы. А если уж брать проект на российском рынке, то с потенциалом максимального его охвата, как «Яндекс», Mail.ru, РБК, HeadHunter, Ozon, которые в итоге доросли до выхода на биржу. Но таких будут единицы.
О составе портфеля AltaIR Capital
Если отсеять «песочницу», то у нас в портфеле примерно 30–40% удачных проектов, 20% неудачных и оставшиеся — «болото», с которым пока нет ясности. Всего вместе с «песочницей» у нас инвестировано более 300 проектов. Явные герои — первые 20–30. Есть уже и три «единорога», в которые мы вошли на старте. Думаю, в этом году добавятся еще два-три. Учитывая, что в мире всего около 600 «единорогов», считаю, что мы неплохо выглядим — держим 0,5% от глобального рынка и приближаемся к 1%. Однако более важен показатель, сколько денег мы возвращаем инвесторам. Плановая доходность наших фондов — 25% годовых. Хотя иногда она доходит и до 100%.
4В какие страны рискованно инвестировать
Когда вы инвестируете, географический момент не менее важен, чем все остальные, потому что надо хорошо понимать ментальность игроков рынка. Например, если вы хорошо знаете Бразилию, идите туда — там сейчас бум стартапов. Хотя, по-моему, опасностей все же больше, чем возможного выигрыша. Мы инвестировали только в один бразильский проект, он неплохо выглядит, но, оглядываясь назад, лучше бы я инвестировал в какой-то другой. Вообще в Латинской Америке есть сумасшедшие проекты, появляются «мегаединороги», но слишком много рисков и непонятно, чего ждать.
По этой же причине не идем сейчас в Нигерию, хотя там тоже бум. Мы просто не понимаем, куда попадем. Чтобы быть успешным на локальном рынке, нужно туда «высадиться», либо нужны сильные и надежные местные партнеры, которые «не кинут».
Такой же опыт пока и с Индией. Это миллиардный рынок, где из российских инвесторов хорошо работает Леонид Богуславский. Но и он тоже как-то поделился, что перед тем, как начать зарабатывать сотни миллионов, первые сто миллионов пришлось закопать. Опыт стоит дорого.
5Чем отличается работа на венчурном и на фондовом рынках
Я считаю, что противопоставлять эти сферы не стоит, их лучше сочетать. Венчурные инвестиции всегда считались альтернативным видом инвестиций, в которые рекомендовалось аллоцировать небольшую часть портфеля. Ее можно и увеличить в зависимости от личных пристрастий. Скажем, сегодня может быть полезно вложить в венчур 10–20% свободных средств, учитывая, что этот рынок уверенно обгоняет фондовый. Мои личные инвестиции на фондовом рынке относятся к венчуру примерно как 1 к 100. Но у меня есть опыт, ощущения.
А вообще я рад, что на венчурный рынок сегодня приходит много людей. Выращивание класса предпринимателей очень важно, потому что предприниматель — центральная фигура экономики. В то же время важно, чтобы экосистема дополнялась и ангелами-инвесторами, и инвесторами полного цикла, чтобы рынок выходов в итоге сложился.
6Почему для успеха важны поражения
Самое важное — это питч, ваше сообщение инвестору, то, как вы преподносите себя. Каждый день мы смотрим сотни проектов, и можно пропустить даже очень хороший — если тебе нудно пытаются что-то втолковать на 30 слайдах мелким шрифтом. В любом случае у вас должно быть яркое сообщение: что вы делаете, почему это делаете, на каком рынке, почему вы будете там успешными и насколько успешными.
Еще очень важно уважать друг друга. Если мы смотрим на стартап, мы начинаем изучать, что вы за человек, что у вас за команда и т. д. Когда вы обращаетесь к инвесторам, пытайтесь сделать то же самое. Инвесторов же меньше, чем стартапов, мы публичны, про нас все известно.
Возраст не является определяющим. В среднем успешному предпринимателю, например в Израиле, 35 лет или чуть больше. Чтобы привести стартап к успеху, недостаточно только идеи, нужно еще понимание, как собирать команду, как вести операции и т. д., а это приходит с опытом. Тем не менее я очень люблю работать с молодыми командами. Мои сегодняшние «единороги» — это ребята, которым сейчас нет 30 лет или не было и близко к 30 на момент инвестирования.
Мы очень любим работать с повторными стартапами — теми, кто уже выходил с питчем, для которого запуск не в новинку. Причем как с победившими, так и с проигравшими. Даже с теми, кто брал у нас деньги и проиграл. Это опыт и новое понимание.
Самый богатый штат в мире — Калифорния, и там же самый большой процент банкротств. Ведь если ты не пробуешь, не падаешь, не встаешь и не идешь дальше, то ты не дойдешь до успеха. У нас в континентальной Европе это большая проблема — низкая толерантность к поражению, но для настоящего успеха так быть не должно.
Так что, пожалуйста, транслируйте любой свой опыт — удачный или неудачный.
7Что почитать по теме инвестиций
- «Легкий венчур», И. Рябенький. «Альпина Паблишер», 2021
- «От нуля к единице», П. Тиль. «Альпина Паблишер», 2021
- «Бизнес с нуля. Lean Startup», Э. Рис. «Альпина Паблишер», 2015
- «Привлечение инвестиций в стартап», Б. Фелд, Дж. Мендельсон. «Манн, Иванов и Фербер», 2013
- «Основные условия венчурного финансирования», Л. Грайвер. Venture Law Press, 2010
Беседа с Рябеньким, выдержки из которой мы публикуем, состоялась в рамках проекта «Клуб инвесторов» РБК Pro
Полная версия беседы — на сайте РБК Pro
Фото: из личного архива