Испытание на прочность
Агентство НКР оценило устойчивость ключевых отраслей российской экономики к негативному влиянию новых внешних условий
Российская экономика в 2022 году столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны ряда стран, включая санкции и ограничения в отношении целого ряда отраслей, а также отказ многих крупных международных компаний продолжать бизнес в России. При этом различные сектора российской экономики оказались по-разному готовы к новой реальности. А поскольку сохраняется угроза реализации новых пакетов санкций в отношении РФ, резистентность отраслей экономики может измениться под влиянием возникающих обстоятельств. К такому выводу пришли эксперты рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР, входит в группу компаний РБК).
Исследование НКР построено по принципу светофора, позволяющего индицировать, какие факторы:
В качестве критериев устойчивости/резистентности базовых отраслей российской экономики к новым потрясениям НКР выделило следующие факторы:
- степень зависимости от импорта;
- способность сохранить или заново выстроить логистические цепочки;
- возможности привлечения фондирования;
- сохранение рынков сбыта;
- доступность и квалификация рабочей силы;
- влияние государства.
Как показало исследование, для большинства отраслей российской экономики наиболее уязвимым аспектом деятельности являются логистические цепочки, пострадавшие в результате закрытия границ и разрыва деловых связей на фоне санкций.
Вместе с тем некоторым отраслям отечественной экономики (например, электроэнергетике и строительству) свойственна повышенная резистентность к разрыву логистических цепочек, что обусловлено спецификой их работы и концентрацией деятельности на территории России.
Зависимость от импорта для большинства анализируемых отраслей является значительной в силу невозможности в краткосрочной и среднесрочной перспективе (до трех лет) заместить основное импортное технологическое оборудование, например в электроэнергетике, телекоммуникациях и сельском хозяйстве. Вместе с тем альтернативные поставки материалов и комплектующих из стран, не поддержавших санкции, до некоторой степени смягчают влияние этого фактора, а в некоторых отраслях, например в строительстве, уже наблюдается высокий уровень локализации производства материалов.
Доступ к фондированию для большинства отраслей ухудшился вслед за повышением ключевой ставки Банка России и сокращением доступности рыночного финансирования, в том числе за счет размещения долговых и долевых инструментов. В более выигрышной ситуации находятся субсидируемые отрасли (сельское хозяйство, пищевая промышленность, строительство), отрасли-олигополии, продолжающие привлекать недорогое фондирование (телекоммуникации), а также отрасли с низкой и умеренной долговой нагрузкой (черная металлургия, розничная торговля, добыча нефти и газа).
Многие компании из анализируемых отраслей реализуют продукцию внутри РФ, поэтому сохраняют высокий иммунитет к негативным явлениям в части рынков сбыта. Уязвимость рынков сбыта наблюдается для экспортно ориентированных отраслей, где есть возможность замены российских поставщиков (черная металлургия, ТЭК, транспорт), и в отраслях с перегретым спросом (жилая недвижимость).
Доступность рабочей силы в кризисной ситуации осталась приемлемой в большинстве анализируемых отраслей. Исключением является сельское хозяйство, где наблюдается нехватка трудовых ресурсов в связи с более низким относительным уровнем оплаты труда.
Государство в условиях санкций принимает меры поддержки значительной части отраслей, однако в других секторах продолжают действовать определенные ограничения или вводятся новые, более жесткие правила игры (например, ограничение наценки на некоторые виды товаров для розничной торговли или ограничение маржинальности для металлургических предприятий). В силу необходимости обеспечения продовольственной, энергетической безопасности и потребности населения в жилье приоритетными направлениями гос поддержки являются сельское хозяйство, электроэнергетика, жилищное строительство. В перспективе поддержка потребуется транспортной отрасли, особенно пассажирским авиаперевозкам. Вместе с тем определенными ограничителями могут выступать дефицит бюджета и необходимость длительных процедурных согласований предоставления господдержки.
Отдельные долгосрочные тренды и их влияние на отраслевую динамику (case study)
Переход на собственные торговые марки (СТМ) и локальные бренды
Розничные сети, в том числе российских собственников, уже имеют значительный опыт создания собственных торговых марок. Как правило, под ними предлагают продукцию из низкой и средней ценовых категорий, зачастую ее поставляют местные же компании, и она хорошо отвечает потребительским предпочтениям, в том числе с точки зрения соотношения цены и качества.
Вероятно, сети увеличат долю такой продукции на полках, чтобы заместить выпадающие товары. Свою роль сыграет и продажа или передача зарубежными брендами российских активов. Однако ключевым вопросом развития СТМ будет способность поставщиков выпускать необходимые объемы. Эта способность, в свою очередь, будет определяться и необходимым оборудованием (а оно может быть импортным или сильно зависеть от импортных запчастей), и сырьем, и расходными материалами.
Ограничение безлимитных тарифов в телекомах
В марте Минцифры рекомендовало мобильным операторам отказаться от безлимитных тарифов, чтобы сократить нагрузку на существующую инфраструктуру, поскольку сохраняется неопределенность в отношении поставок телекоммуникационного оборудования. Одновременный отказ операторов от безлимита снизит нагрузку на сети, но может негативно повлиять на качество услуг для потребителей в целом и привести к увеличению затрат на связь для некоторых абонентов. Однако тенденция ухода от безлимитных тарифов прослеживалась и до начала специальной военной операции: еще прошлой осенью «большая четверка» операторов отключила опцию безлимитного интернета для новых абонентов. Вместе с тем в этом году Минцифры совместно с ФАС обязалось контролировать повышение тарифов, чтобы удержать в пределах инфляции.
Изменение характеристик продукции повседневного спроса
Одним из доступных для производителей способов избежать повышения отпускных цен служит изменение характеристик выпускаемой продукции при сохранении текущего маркетингового позиционирования. Например, тетради выпускаются на менее плотной бумаге, толщина пластика в игрушках уменьшается, для мебели применяется более дешевая фурнитура.
Во многих случаях общее ухудшение характеристик скажется и на функционале продукции, однако, скорее всего, речь пойдет о дополнительных функциях, от которых потребители будут готовы отказаться.
Удлинение сроков эксплуатации товаров длительного пользования
Снижение платежеспособного спроса, усиление инфляции и дефицит ряда импортируемых товаров неизбежно приведут к тому, что люди будут стремиться использовать товары в течение максимально длительного времени. Причем тенденция коснется не только таких дорогостоящих приобретений, как автомобили, но и бытовой техники и электроники. На этом фоне мы ожидаем увеличения предложений по ремонту с использованием неоригинальных запчастей и формирования активного вторичного рынка не только на электронных платформах, но, возможно, и в розничных сетях.
НКР полагает, что спрос на продукцию длительного пользования в ближайшее время не вернется к значениям 2020– 2021 годов, поскольку россияне будут направлять значительную часть доходов на неотложные нужды: питание, медицину, образование.
Увеличение объемов вторичной переработки
На фоне сокращения ассортимента и сбоев в поставках многих материалов и комплектующих в ближайшие годы возрастет значимость вторичного использования вещей, конструкций, переработки вторсырья. Благодаря переработке макулатуры можно получить новую бумагу, упаковочный картон, стройматериалы; из упаковки Tetra Pak — шариковые ручки и картон; из стеклобоя — новую тару и стекловату; из старого текстиля и пластика — новые ткани; из ПЭТ-бутылок — наполнители для подушек, подложки для пола и автодорог и т.д. Теперь вторичное использование и переработка отходов могут стать инструментом для обеспечения доступности, а в некоторых случаях и снижения себестоимости потребительских товаров.