Насколько велика для мира угроза цифрового неравенства

РБКHi-Tech

Над пропастью в 5G

Насколько велика для мира угроза цифрового неравенства

Автор: Станислав Зубков

Пролет спутника Starlink компании Илона Маска SpaceX в небе над Великобританией.

Без интернета почти у половины человечества нет доступа к современному образованию, финансовым институтам, достойной работе и равноправию. Технологии пытаются решить эту проблему, но с годами разрыв лишь продолжит расти, предупреждают эксперты.

Доступ в интернет, убеждены эксперты Всемирного банка и ООН, является неотъемлемой частью прав человека. При этом по состоянию на апрель 2021 года в мире только 4,72 млрд человек (60% населения Земли) могли выходить в Сеть. Это, по определению Оксфордского словаря, отправная точка цифрового неравенства (а также «барьера», «разрыва» или «пропасти», от англ. Digital Divide) — неравномерного доступа к компьютерам, информации, интернету и телекоммуникациям на любом из уровней: глобальном, региональном, локальном.

Забытые миллиарды

В 2011 году специальный докладчик ООН по вопросам защиты прав на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю отмечал, что интернет ускоряет экономическое, социальное и политическое развитие стран и способствует прогрессу человечества в целом. Тогда доступа к Сети не было почти у 5 млрд человек. Проблема не решена и спустя десять лет — 3,1 млрд человек остаются «неподключенными» (см. график на с. 89), и при нынешних темпах роста числа онлайн-пользователей нужно еще минимум десять лет, чтобы устранить эту несправедливость.

Неравенство начинается с инфраструктуры, но на ней оно не заканчивается. Из 3,8 млрд человек, не пользовавшихся интернетом в 2018 году, 3,1 млрд жили в зоне действия сигнала широкополосного доступа, говорят аналитики Всемирного банка. Тем самым доступ играет меньшее значение, нежели дороговизна компьютеров и смартфонов для малозащищенных слоев населения или наличие навыков для выхода в Сеть.

Профессор коммуникативных наук в университете Твенте (Нидерланды) Ян ван Дейк выделяет три уровня цифрового неравенства. До 2010 года физический доступ был приоритетным в области исследований и политики — это первый уровень. Позже большее значение стали уделять навыкам и умению пользоваться благами цифрового мира — это второй уровень. Наконец, третий уровень стал учитывать то, что способны получать разные группы людей от интернета (учитываются и негативные аспекты использования: хакинг, киберпреступность, травля, дезинформация, игровая зависимость). Многие страны до сих пор решают первый уровень проблемы.

«Цифра» неравенства в России

В России с 2014 года работает проект «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика». Ее реализует Минцифры в сотрудничестве с «Ростелекомом» и «ЭР-Телекомом». В 2021 году стартовал второй этап: к 2030 году мобильная связь и беспроводной интернет должны быть подключены в 24 тыс. населенных пунктов численностью 100–500 человек. Сейчас эти услуги подключены в 12,5 тыс.

При этом, по данным Росстата (исследование проводили среди 60 тыс. домохозяйств), в конце 2020 года у 28,6% семей не было доступа к интернету, у 38,3% — компьютера. Примерно четверть из них (24,6 и 29,8%) хотели бы приобрести и то и другое, но у них не хватает средств. Самый сильный цифровой разрыв зафиксирован у деревень численностью до 200 и до 1 тыс. человек — в Сеть выходят лишь 48,5 и 49,7% семей соответственно.

Доступа в интернет нет не только у жителей небольших поселений, но и городов — у 24% семей горожан против 43,5% у домохозяйств в сельской местности. По другим данным (фонд «Общественное мнение», 2021 год), почти каждый четвертый россиянин никогда не пользовался интернетом (24%).

Глобальное использование интернета

  • 4,72 млрд — Общее число интернет-пользователей
  • 60,1% — Доля интернет-пользователей от общей численности населения мира
  • +7,6% (332 млн) — Ежегодное изменение числа пользователей интернета
  • 6 ч 56 м — Среднее время ежедневного использования интернета каждым пользователем
  • 92,8% — Процент пользователей, выходящих в интернет через мобильные устройства

Источник: DataReportal, апрель 2021

Эпидемия отключений от внешнего мира

С массовым переходом сервисов в онлайн, а людей — на удаленные работу и обучение неравенство приобрело еще больший масштаб. Часть людей оказалась «выключена» из мира, качество их жизни ухудшилось. Это касается тех, чьи рабочие места и бизнес несовместимы с удаленкой, а также школьников и студентов без доступа к интернету.

По данным аудитора Счетной палаты Светланы Орловой, в 2019 году электронное обучение было доступно лишь 15% российских школьников (из общего числа 16 млн человек), с применением специальных дистанционных технологий учились 2,5%, почти в 400 сельских школах не было доступа в Сеть, в половине оставшихся скорость подключения была слишком низкой. Индекс цифровизации городов РФ за 2020 год демонстрировал пятикратный разрыв между лидерами рейтинга: Краснодаром и Екатеринбургом, с одной стороны, и замыкающими список Магасом и Назранью в Ингушетии (согласно отчету «Цифровая жизнь российских регионов 2020» Московской школы управления «Сколково» и EY).

Еще одно проявление неравенства — нехватка информации о вакцинах и дефицит самих вакцин в развивающихся странах, который грозит появлением более заразных штаммов коронавируса.

След от пролета в ночном небе Бранденбурга (Германия) двух спутников Starlink.

Последствия цифрового неравенства

I.Образование

Чтобы понять, как цифровое неравенство влияет на образование, американская School of Education предлагает сравнить двух учеников: у одного дома несколько гаджетов и скоростной интернет, у другого — один ПК на семью (включая сестер и братьев, которым тоже нужен компьютер) и невысокая скорость соединения. С большой вероятностью первый ученик будет более успешен в учебе.

Сокращение доступа к цифровым технологиям влечет за собой:

  • Низкую успеваемость. У семей с низким доходом меньший доступ к информации, которая помогает в обучении.
  • Низкую конкуренцию. Студенты с доступом к интернету чаще поступают в колледжи и университеты.
  • Препятствия в учебе. Обеспеченные учащиеся имеют доступ к более совершенным устройствам и сталкиваются с меньшими препятствиями в процессе обучения.
  • Повышение затрат на обучение. Учащиеся в бедных регионах (например, в школах, где не хватает финансирования) сталкиваются с большим количеством проблем и должны тратить больше часов для достижения целей обучения.

Institute of Development Studies пишет, что уровень образования в конкретной стране влияет на ее благосостояние. Если в 46 беднейших странах будет на 75% больше 15-летних, достигших хотя бы первого уровня знаний по математике (по программе PISA), экономика может вырасти на 2,1%, а 104 млн человек (без привязки к возрасту) смогут вырваться из состояния крайней бедности. Если образование игнорировать, напротив, бедность и социальная изоляция будут расти и пошатнут социальную безопасность.

II. Трудоустройство

Неравенство уменьшает шансы найти работу и получать достойный доход. Традиционные методы поиска, вроде объявлений в газетах, устаревают, все больше вакансий публикуется в Сети. В России 30% граждан ищут работу через интернет, в США — до 69%. Способность искать работу онлайн напрямую зависит от навыков работы в интернете, которых не будет у тех, кто лишен возможности быть в Сети.

Наличие навыков компьютерной грамотности также влияет на шансы найти работу, утверждает исследование Хьюстонского университета 2021 года. Приобрести новые навыки (повысить квалификацию) можно на онлайн-курсах, но для участия в них снова нужны доступ в Сеть, ПК и умение на нем работать. В России в онлайне учатся только 3% тех, кто имеет для этого техническую возможность, в США и Корее — 20%, в Швеции и Финляндии — 18 и 17%, в Великобритании — 14%.

Отдельно существует Workplace Digital Divide, или цифровое неравенство на рабочих местах. WDD показывает разрыв между коммерческими организациями, которые находятся на переднем крае развития технологий, и компаниями, которые не могут инвестировать в своих работников, в современное ПО и рабочие места. Это ведет к тому, что сотрудники на 500% чаще разочаровываются в работодателе и на 600% чаще стремятся сменить работу. Страдает их продуктивность и вовлеченность.

Пользователи социальных сетей и медиа во всем мире

  • 54,4% мужчины
  • 45,6% женщины

Источник: DataReportal, январь 2021

III. Финансовые возможности

Финансовые учреждения не рискуют обслуживать бедные и маргинализированные слои населения, поэтому более 2,5 млрд человек не имеют доступа к финансовым услугам вообще, а 1,7 млрд не могут получить доступ к банковскому счету. Это ограничивает их способность создавать накопления и обеспечивать свое будущее.

Отсутствие интернета также лишает их инструментов, которые могли бы помочь получить дополнительный заработок. Им недоступны материалы по финансовой грамотности, приложения для управления счетами, виртуальные консультанты. В нашей стране, утверждают авторы сборника «Цифровая экономика: 2020», финансовые операции через интернет совершают 39% населения, в США — 68%, в Финляндии и Швеции — более 90%.

IV. Гендерное неравенство

Исследования DataReportal указывают на значительный «гендерный разрыв» в вопросах внедрения интернета. В последние годы он сокращается, но женщины все еще на 20% реже мужчин пользуются мобильным интернетом, следует из доклада GSMA Intelligence за 2020 год (в 2017 году разрыв был выше — 27%).

Эти выводы подтверждает и анализ аккаунтов в социальных сетях (не реже одного раза в месяц ими пользуются до 90% интернет-юзеров во всем мире). Там, где доступ в интернет сбалансирован между полами, женщины используют соцсети чаще. Но если смотреть на глобальное распределение, то окажется, что они на 25% реже сидят на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и аналогичных платформах.

В России, по данным НАФИ, мужчины и женщины пользуются компьютерами и ноутбуками равное количество времени и демонстрируют в целом одинаковый уровень цифровой грамотности, однако четверть опрошенных россиян все еще считают, что женщины хуже мужчин справляются с точными науками и работой в ИТ.

Число людей в мире без доступа в интернет (данные по регионам, млн чел.)

Источник: DataReportal, апрель 2021

Могут ли технологии побороть неравенство

Профессор коммуникативных наук Ян ван Дейк считает, что проблема неравенства никогда не будет решена. В то время как ряд стран уже находится на пути к широкому внедрению 5G, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и других технологий, у половины жителей Земли нет базового доступа в интернет. Когда все население планеты получит доступ к интернету, неравенство в цифровых навыках и умении пользоваться данными останется и даже продолжит расти.

Однако развитие технологий и ИТ-компаний все же способствует борьбе с неравенством. Например, облачный гигант Cisco финансирует инициативу Country Digital Acceleration (CDA). Список предпринимаемых мер:

  • создание «умных» городов;
  • широкополосный доступ;
  • повышение кибербезопасности;
  • обучение людей навыкам, необходимым в ИТ.

Cisco устанавливает бесплатные точки доступа в библиотеках Аризоны, на Каймановых Островах, в Далласе и других регионах США. Есть аналогичная программа Google Next Billion Users, в рамках которой проводятся исследования и создаются продукты для начинающих пользователей интернета.

Отдельно стоит упомянуть Project Kupier от Amazon, Starlink от SpaceX и Athena от Facebook (последние в 2021 году приостановили программу на неопределенный срок) — все они предполагают запуск на орбиту Земли тысяч спутников, которые обеспечат интернетом труднодоступные регионы. Пока наибольших успехов добилась компания Илона Маска: к середине 2021 года на орбите находилось более 1,6 тыс. спутников Starlink.

Фото: Ian Forsyth / Getty Images, Patrick Pleul / Getty Images

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
«Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует «Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует

Как арктические экосистемы приспосабливаются к изменениям климатических условий

Наука и жизнь
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Открыть в приложении