Над пропастью в 5G
Насколько велика для мира угроза цифрового неравенства
Без интернета почти у половины человечества нет доступа к современному образованию, финансовым институтам, достойной работе и равноправию. Технологии пытаются решить эту проблему, но с годами разрыв лишь продолжит расти, предупреждают эксперты.
Доступ в интернет, убеждены эксперты Всемирного банка и ООН, является неотъемлемой частью прав человека. При этом по состоянию на апрель 2021 года в мире только 4,72 млрд человек (60% населения Земли) могли выходить в Сеть. Это, по определению Оксфордского словаря, отправная точка цифрового неравенства (а также «барьера», «разрыва» или «пропасти», от англ. Digital Divide) — неравномерного доступа к компьютерам, информации, интернету и телекоммуникациям на любом из уровней: глобальном, региональном, локальном.
Забытые миллиарды
В 2011 году специальный докладчик ООН по вопросам защиты прав на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю отмечал, что интернет ускоряет экономическое, социальное и политическое развитие стран и способствует прогрессу человечества в целом. Тогда доступа к Сети не было почти у 5 млрд человек. Проблема не решена и спустя десять лет — 3,1 млрд человек остаются «неподключенными» (см. график на с. 89), и при нынешних темпах роста числа онлайн-пользователей нужно еще минимум десять лет, чтобы устранить эту несправедливость.
Неравенство начинается с инфраструктуры, но на ней оно не заканчивается. Из 3,8 млрд человек, не пользовавшихся интернетом в 2018 году, 3,1 млрд жили в зоне действия сигнала широкополосного доступа, говорят аналитики Всемирного банка. Тем самым доступ играет меньшее значение, нежели дороговизна компьютеров и смартфонов для малозащищенных слоев населения или наличие навыков для выхода в Сеть.
Профессор коммуникативных наук в университете Твенте (Нидерланды) Ян ван Дейк выделяет три уровня цифрового неравенства. До 2010 года физический доступ был приоритетным в области исследований и политики — это первый уровень. Позже большее значение стали уделять навыкам и умению пользоваться благами цифрового мира — это второй уровень. Наконец, третий уровень стал учитывать то, что способны получать разные группы людей от интернета (учитываются и негативные аспекты использования: хакинг, киберпреступность, травля, дезинформация, игровая зависимость). Многие страны до сих пор решают первый уровень проблемы.
«Цифра» неравенства в России
В России с 2014 года работает проект «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика». Ее реализует Минцифры в сотрудничестве с «Ростелекомом» и «ЭР-Телекомом». В 2021 году стартовал второй этап: к 2030 году мобильная связь и беспроводной интернет должны быть подключены в 24 тыс. населенных пунктов численностью 100–500 человек. Сейчас эти услуги подключены в 12,5 тыс.
При этом, по данным Росстата (исследование проводили среди 60 тыс. домохозяйств), в конце 2020 года у 28,6% семей не было доступа к интернету, у 38,3% — компьютера. Примерно четверть из них (24,6 и 29,8%) хотели бы приобрести и то и другое, но у них не хватает средств. Самый сильный цифровой разрыв зафиксирован у деревень численностью до 200 и до 1 тыс. человек — в Сеть выходят лишь 48,5 и 49,7% семей соответственно.
Доступа в интернет нет не только у жителей небольших поселений, но и городов — у 24% семей горожан против 43,5% у домохозяйств в сельской местности. По другим данным (фонд «Общественное мнение», 2021 год), почти каждый четвертый россиянин никогда не пользовался интернетом (24%).
Глобальное использование интернета
- 4,72 млрд — Общее число интернет-пользователей
- 60,1% — Доля интернет-пользователей от общей численности населения мира
- +7,6% (332 млн) — Ежегодное изменение числа пользователей интернета
- 6 ч 56 м — Среднее время ежедневного использования интернета каждым пользователем
- 92,8% — Процент пользователей, выходящих в интернет через мобильные устройства
Источник: DataReportal, апрель 2021
Эпидемия отключений от внешнего мира
С массовым переходом сервисов в онлайн, а людей — на удаленные работу и обучение неравенство приобрело еще больший масштаб. Часть людей оказалась «выключена» из мира, качество их жизни ухудшилось. Это касается тех, чьи рабочие места и бизнес несовместимы с удаленкой, а также школьников и студентов без доступа к интернету.
По данным аудитора Счетной палаты Светланы Орловой, в 2019 году электронное обучение было доступно лишь 15% российских школьников (из общего числа 16 млн человек), с применением специальных дистанционных технологий учились 2,5%, почти в 400 сельских школах не было доступа в Сеть, в половине оставшихся скорость подключения была слишком низкой. Индекс цифровизации городов РФ за 2020 год демонстрировал пятикратный разрыв между лидерами рейтинга: Краснодаром и Екатеринбургом, с одной стороны, и замыкающими список Магасом и Назранью в Ингушетии (согласно отчету «Цифровая жизнь российских регионов 2020» Московской школы управления «Сколково» и EY).
Еще одно проявление неравенства — нехватка информации о вакцинах и дефицит самих вакцин в развивающихся странах, который грозит появлением более заразных штаммов коронавируса.
Последствия цифрового неравенства
I.Образование
Чтобы понять, как цифровое неравенство влияет на образование, американская School of Education предлагает сравнить двух учеников: у одного дома несколько гаджетов и скоростной интернет, у другого — один ПК на семью (включая сестер и братьев, которым тоже нужен компьютер) и невысокая скорость соединения. С большой вероятностью первый ученик будет более успешен в учебе.
Сокращение доступа к цифровым технологиям влечет за собой:
- Низкую успеваемость. У семей с низким доходом меньший доступ к информации, которая помогает в обучении.
- Низкую конкуренцию. Студенты с доступом к интернету чаще поступают в колледжи и университеты.
- Препятствия в учебе. Обеспеченные учащиеся имеют доступ к более совершенным устройствам и сталкиваются с меньшими препятствиями в процессе обучения.
- Повышение затрат на обучение. Учащиеся в бедных регионах (например, в школах, где не хватает финансирования) сталкиваются с большим количеством проблем и должны тратить больше часов для достижения целей обучения.
Institute of Development Studies пишет, что уровень образования в конкретной стране влияет на ее благосостояние. Если в 46 беднейших странах будет на 75% больше 15-летних, достигших хотя бы первого уровня знаний по математике (по программе PISA), экономика может вырасти на 2,1%, а 104 млн человек (без привязки к возрасту) смогут вырваться из состояния крайней бедности. Если образование игнорировать, напротив, бедность и социальная изоляция будут расти и пошатнут социальную безопасность.
II. Трудоустройство
Неравенство уменьшает шансы найти работу и получать достойный доход. Традиционные методы поиска, вроде объявлений в газетах, устаревают, все больше вакансий публикуется в Сети. В России 30% граждан ищут работу через интернет, в США — до 69%. Способность искать работу онлайн напрямую зависит от навыков работы в интернете, которых не будет у тех, кто лишен возможности быть в Сети.
Наличие навыков компьютерной грамотности также влияет на шансы найти работу, утверждает исследование Хьюстонского университета 2021 года. Приобрести новые навыки (повысить квалификацию) можно на онлайн-курсах, но для участия в них снова нужны доступ в Сеть, ПК и умение на нем работать. В России в онлайне учатся только 3% тех, кто имеет для этого техническую возможность, в США и Корее — 20%, в Швеции и Финляндии — 18 и 17%, в Великобритании — 14%.
Отдельно существует Workplace Digital Divide, или цифровое неравенство на рабочих местах. WDD показывает разрыв между коммерческими организациями, которые находятся на переднем крае развития технологий, и компаниями, которые не могут инвестировать в своих работников, в современное ПО и рабочие места. Это ведет к тому, что сотрудники на 500% чаще разочаровываются в работодателе и на 600% чаще стремятся сменить работу. Страдает их продуктивность и вовлеченность.
Пользователи социальных сетей и медиа во всем мире
- 54,4% мужчины
- 45,6% женщины
Источник: DataReportal, январь 2021
III. Финансовые возможности
Финансовые учреждения не рискуют обслуживать бедные и маргинализированные слои населения, поэтому более 2,5 млрд человек не имеют доступа к финансовым услугам вообще, а 1,7 млрд не могут получить доступ к банковскому счету. Это ограничивает их способность создавать накопления и обеспечивать свое будущее.
Отсутствие интернета также лишает их инструментов, которые могли бы помочь получить дополнительный заработок. Им недоступны материалы по финансовой грамотности, приложения для управления счетами, виртуальные консультанты. В нашей стране, утверждают авторы сборника «Цифровая экономика: 2020», финансовые операции через интернет совершают 39% населения, в США — 68%, в Финляндии и Швеции — более 90%.
IV. Гендерное неравенство
Исследования DataReportal указывают на значительный «гендерный разрыв» в вопросах внедрения интернета. В последние годы он сокращается, но женщины все еще на 20% реже мужчин пользуются мобильным интернетом, следует из доклада GSMA Intelligence за 2020 год (в 2017 году разрыв был выше — 27%).
Эти выводы подтверждает и анализ аккаунтов в социальных сетях (не реже одного раза в месяц ими пользуются до 90% интернет-юзеров во всем мире). Там, где доступ в интернет сбалансирован между полами, женщины используют соцсети чаще. Но если смотреть на глобальное распределение, то окажется, что они на 25% реже сидят на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и аналогичных платформах.
В России, по данным НАФИ, мужчины и женщины пользуются компьютерами и ноутбуками равное количество времени и демонстрируют в целом одинаковый уровень цифровой грамотности, однако четверть опрошенных россиян все еще считают, что женщины хуже мужчин справляются с точными науками и работой в ИТ.
Число людей в мире без доступа в интернет (данные по регионам, млн чел.)
Могут ли технологии побороть неравенство
Профессор коммуникативных наук Ян ван Дейк считает, что проблема неравенства никогда не будет решена. В то время как ряд стран уже находится на пути к широкому внедрению 5G, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и других технологий, у половины жителей Земли нет базового доступа в интернет. Когда все население планеты получит доступ к интернету, неравенство в цифровых навыках и умении пользоваться данными останется и даже продолжит расти.
Однако развитие технологий и ИТ-компаний все же способствует борьбе с неравенством. Например, облачный гигант Cisco финансирует инициативу Country Digital Acceleration (CDA). Список предпринимаемых мер:
- создание «умных» городов;
- широкополосный доступ;
- повышение кибербезопасности;
- обучение людей навыкам, необходимым в ИТ.
Cisco устанавливает бесплатные точки доступа в библиотеках Аризоны, на Каймановых Островах, в Далласе и других регионах США. Есть аналогичная программа Google Next Billion Users, в рамках которой проводятся исследования и создаются продукты для начинающих пользователей интернета.
Отдельно стоит упомянуть Project Kupier от Amazon, Starlink от SpaceX и Athena от Facebook (последние в 2021 году приостановили программу на неопределенный срок) — все они предполагают запуск на орбиту Земли тысяч спутников, которые обеспечат интернетом труднодоступные регионы. Пока наибольших успехов добилась компания Илона Маска: к середине 2021 года на орбите находилось более 1,6 тыс. спутников Starlink.
Фото: Ian Forsyth / Getty Images, Patrick Pleul / Getty Images