«Отношение к ВИЭ в России меняется, но не так быстро, как хотелось бы»
Об особенностях российского рынка с точки зрения иностранного бизнеса РБК+ рассказал генеральный директор компании «Штибель Эльтрон» Александр Пащенко.
-В чем разница организации бизнеса в России по сравнению с другими рынками?
— Организация бизнеса в России отличается большой, можно сказать, фундаментальной составляющей — огромным влиянием неформализованных или полуформализованных «договоренностей». Это затрагивает как внутрикорпоративные отношения, так и отношения между компаниями. Безусловно, есть российские компании (преимущественно крупного бизнеса), в которых бизнес-процессы, регламенты, соблюдение договорных пунктов возведены в абсолют или близки к этому. Привычка работать четко в договорных рамках при полном соблюдении законодательных требований (без трактовок) зачастую не позволяет иностранным компаниям действовать с той же скоростью, как это получается у российских компаний.
Если говорить об особенностях российского рынка водонагревателей и отличительных чертах российского покупателя по сравнению с европейским, то у нас один из главных факторов покупки — цена. Европейцы же более ориентированы на долгосрочные инвестиции в качество и надежность. Премиальные бренды обычно проходят долгий путь, чтобы занять прочное положение на рынке. В этом смысле нужно быть стайером — уметь бегать на длинные дистанции.
— Рассматриваете ли вы сейчас наш рынок в качестве перспективного?
— Да, конечно. Мы закончили 2017 год с ростом, причем особенно динамичным он был в категории проточных водонагревателей — 60% (в сравнении с 2016-м). Сейчас наша команда сосредоточена на том, чтобы любой специалист на вопрос, какой самый лучший бренд водонагревателей, отвечал — Stiebel Eltron. Наша техника соответствует принципу «Мы будем использовать то, что лучше, даже если это стоит дороже». Поэтому наши водонагреватели — эталон премиум-сегмента. История нашей компании насчитывает почти сто лет — с момента изобретения Теодором Штибелем в начале XX века электрического кипятильника и по настоящее время. Сегодня нашу продукцию можно купить в 120 странах.
— На ваш взгляд, меняется ли в России, где достаточно природных запасов энергоносителей, отношение к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ)?
— Да, меняется. Но, к сожалению, не с той скоростью, как хотелось бы. Лучше использовать термин «сдвигается». На этот процесс влияет очень много факторов, среди которых и особенности потребительского поведения в России (здесь уместно вспомнить русскую поговорку «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»), так и в целом экономические условия (газ, нефть, атомная энергия), которые не способствуют распространению ВИЭ. Без поддержки со стороны государства сдвинуть ситуацию тяжело. Тем не менее положительная динамика есть.
Stiebel Eltron — признанный мировой лидер на рынке тепловых насосов (высокотехнологичных приборов для отопления и кондиционирования воздуха, собирает тепло с улицы или из земли и направляет в дом. — РБК+). Сегодня в России мы оценочно занимаем 20% рынка тепловых насосов. Опыт европейских стран основан на определенной поддержке со стороны государства. Сказывается разница в менталитете и возможностях: чтобы использовать тепловой насос, нужно инвестировать в оборудование и обустройство, но в процессе эксплуатации потребитель получает значительную экономическую выгоду. Наша стратегия ясна: мы формируем интерес, объясняем выгоду и стремимся занять лидирующие позиции в тепловых насосах, как это уже состоялось в сегменте водонагревателей.
— На каких крупных объектах находит применение ваша техника?
— Наша техника используется на крупнейших объектах России — космодроме Восточный, в аэропорту Домодедово, на стадионах «Лужники» и «Локомотив».
Фото: Тимур Иванов для РБК