В Нижегородской области есть условия для новых высокотехнологичных предприятий

РБКBiznes

Поле для индустрии

Выгодное географическое расположение и масштабная производственная база создают основу для создания в Нижегородской области новых высокотехнологичных предприятий.

Текст Нина Блейман

Нижегородская область — один из крупных промышленных центров России с диверсифицированной экономикой и обширной научно-технической базой, заложенной еще в советское время. Она стабильно входит в первую десятку регионов по объему промышленного производства, а в пределах Приволжского федерального округа занимает второе место после Татарстана. Здесь не только конгломерат предприятий ГАЗа, благодаря которому на долю региона приходится 75% выпуска российских автобусов и 38% — грузовых автомобилей. В регионе, например, сосредоточено более 18% отечественного производства стальных труб, порядка 47% — ПВХ, 15% — газетной бумаги, 5% — первичной переработки нефти.

Развитие инвестиционного потенциала области стало одним из приоритетов правительства. В стратегии развития региона до 2035 года, представленной новым главой региона и вынесенной на общественное обсуждение, ставится задача сделать область одним из лидеров РФ по инвестиционному климату и условиям для предпринимательства. Также в приоритетах «Стратегии-2035» — повышение качества жизни, экономическая специализация региона и инновационная инфраструктура.

Рассуждая логистически

Производственный потенциал области поддерживает ее выгодное географическое положение: в радиусе 1000 км много развитых и развивающихся густонаселенных регионов (Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Ульяновск, Калуга, Башкирия). Кроме того, Нижегородская область — это крупный транспортный узел, поскольку она расположена на пересечении коридоров Север — Юг и Запад — Восток и на линии второго панъевропейского транспортного коридора Берлин — Екатеринбург. Нижний Новгород включен в проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань, что позволит сократить путь из центра Нижнего Новгорода до центра столицы до двух часов.

По словам Ингвара Братсберга, президента бизнес-ассоциации ICANN, объединяющей крупные международные компании, ведущие бизнес на территории области, географический фактор позволяет выстроить эффективную логистическую систему как с точки зрения поставок сырья, так и для межрегионального экспорта готовой продукции.

В сочетании с наличием квалифицированного персонала это определило выбор Нижнего Новгорода крупными международными компаниями как площадки для локализации производства.

Логистическое преимущество исторически способствовало ориентации региона на обрабатывающую промышленность: в 2016 году ее доля в ВРП составила 31%. «Наша область по-настоящему универсальна. Практически все существующие отрасли в ней тем или иным образом представлены», — отмечает глава областного минпрома Максим Черкасов.

Крупнейшие компании, работающие на территории области, — группа ГАЗ, «Росатом», «Сибур», ЛУКОЙЛ, Объединенная судостроительная корпорация и Объединенная металлургическая корпорация, а также целый ряд представительств международных корпораций.

Одной из особенностей Нижегородской области является большое количество браунфилдов — площадок для создания новых заводов с уже созданной инфраструктурой: водой, газом, электричеством, удобными железнодорожными или автомобильными подъездными путями. Браунфилды высвобождаются в результате оптимизации старых советских предприятий: сейчас на разрабатываемой инвестиционной карте области их насчитывается свыше 120, тогда как свободных гринфилдов почти вдвое больше — 261. «Мы сейчас создаем полную базу площадок для размещения, чтобы дать приходящему инвестору все возможности по организации нового производства на существующей охраняемой территории с коммуникациями», — поясняет генеральный директор недавно созданной Корпорации развития Нижегородской области Максим Тевс (см. интервью с ним на с. 85). Преодолению традиционных проблем индустрии должно способствовать осуществление ряда приоритетных проектов, реализовывать которые корпорация будет совместно с инвесторами.

Кластеризация и локализация

Стратегия региона предусматривает, в частности, расширение локализации производств и перенос максимального числа звеньев производственных цепочек на территорию области в рамках существующих и новых кластеров. Сейчас их насчитывается пять: кластеры легкой промышленности, ИТ, индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии, биомедицинский и промышленный.

Совместные проекты, реализуемые в рамках кластера, имеют два значимых преимущества для потенциальных инвесторов. Это наличие подтвержденного спроса со стороны участников кластера на продукцию, сырье, комплектующие и материалы и также снижение издержек со стороны потенциальных инвесторов благодаря возможности получения мер государственной поддержки. «В ближайшее время планируется выявлять проблемы в существующих и потенциальных кооперационных цепочках предприятий, имеющих высокую зависимость от импорта. На основе полученной информации будут разрабатываться инвестиционные карты кластеров, направленные на развитие локализации производства с целью импортозамещения», — рассказал глава АНО «Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области» Денис Румянцев.

Среди других конкурентоспособных высокотехнологичных направлений, где имеется достаточно компетенций и технологических заделов и квалифицированных кадров для создания кластеров, в Корпорации развития называют тонкий химический синтез, фармацевтику, радиологию, ядерную медицину, машиностроение, ИТ, судостроение и туризм.

Сферами стратегической специализации области должна стать инновационная высокотехнологичная промышленность: атомная, медицинская, химическая, а также инжиниринг и автоматизация производства. Способствовать этому, в частности, должна диверсификация предприятий ОПК. «Нас ждет огромная перспектива диверсификации производства, выпуска гражданской продукции, потому что государство достаточно активно вкладывает в эти предприятия, закупая суперсовременное мировое оборудование. Оно практически ни на одном предприятии на 100% не загружено, а это дает возможность использования этого оборудования для создания новых производств и удовлетворения нужд промышленности», — поясняет Максим Черкасов.

Дополнительный импульс развитию промышленности дали санкции и курс на импортозамещение. Так, в портфеле амбициозных региональных проектов появились пять совместных инициатив участников автопромышленного кластера — они представлены на конкурс Минпромторга. Общая стоимость проектов — почти 5,6 млрд руб., из которых 2 млрд участники рассчитывают получить за счет федеральных субсидий.

На сегодняшний день в области уже есть целый ряд примеров создания эффективных инновационных предприятий. В Кстовском районе создан «РусВинил», совместное производство «Сибура» и европейской группы Solvay. «РусВинил» — один из лидеров российской полимерной отрасли с проектной мощностью 330 тыс. т поливинилхлорида и 225 тыс. т каустической соды в год и единственный производитель эмульсионного ПВХ в России.

Еще один проект с большим потенциалом импортозамещения, к реализации которого уже приступила компания «Русполимет», — строительство агрегатов по производству инструментальных быстрорежущих сталей и изделий из порошков и гранул, востребованных в современной спецэлектрометаллургии, авиа- и ракетостроении, энергетическом и атомном машиностроении, нефтегазовом комплексе.

«Сейчас любой регион бьется за создание внутренних площадок, для того чтобы производство, которое обеспечивает крупное предприятие, размещали здесь. Это создание новых рабочих мест, это и налоговая база, это и возможность дальнейшего развития. Например, мы очень заинтересованы в локализации поставщиков ГАЗа», — говорит Максим Черкасов. По его словам, поставщик, войдя в один из кластеров региона, получает возможность напрямую работать с крупным производителем, выступающим в роли якорного участника, а для региона это означает увеличение объемов производства и совершенствование технологических цепочек.

Крупнейшие отрасли обрабатывающей промышленности Нижегородской области

Источник: Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области

Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Билайн: Дорога в облака Билайн: Дорога в облака

Как «Билайн» развивает новую IT-платформу и модернизирует инфраструктуру

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Один + один Один + один

Как на улочках Байрру-Алту живет и принимает гостей арт-проект Oficina Marques

Seasons of life
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Вино и дюны Вино и дюны

Район Колареш, единственное место в Португалии, где виноград растет из песка

Seasons of life
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Конкурсы интересные Конкурсы интересные

Как развлекали себя и окружающих на банкете или празднестве в прошлом?

Вокруг света
Черное зеркало Черное зеркало

Aito Seres M5 – достойная замена Mercedes-Benz в России

Автопилот
Гибкость и координация Гибкость и координация

Пластика кроссовера Omoda C7

Автопилот
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Красная машина Красная машина

Советский автопром глазами ЦРУ

Автопилот
Сплю и вижу Сплю и вижу

Зачем человеку сны и почему они иногда кажутся вещими?

Вокруг света
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
Время биться Время биться

Как прошел один из съемочных дней фильма про «Руссо-Балт»

Автопилот
Сделано с душой Сделано с душой

Эта уютная квартира — новая, но у неё уже есть своя интересная история

Идеи Вашего Дома
И ты, Брут И ты, Брут

Второй год португальский проект Broot путешествует по мировым выставкам дизайна

Seasons of life
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Надеяться и делать Надеяться и делать

О стрит-арте: почему Португалия — не лучшая страна для современного художника

Seasons of life
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Открыть в приложении